А. И. КУПРИН. БИОГРАФИЯ. ТВОРЧЕСТВО
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1870—1938)
Жизнелюбивый талант Куприна, одного из «королей» русской прозы
нашего века, находил высокую оценку у писателей самых разных, полярных
направлений. Л. Н. Толстой, «Лев Великий» нашей словесности, говорил:
«Куприн — настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни
более глубокие, чем у его собратьев...» Один из вождей символизма,
Константин Бальмонт, вторил, уже в стихах:
Это — мудрость верной силы.
В самой буре — тишина.
Ты — родной и всем нам милый.
Все мы любим Куприна.
Детские годы. Роль матери
Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г.
в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего,
умершего от холеры, когда мальчику шел второй год, Куприн совсем не
помнил. В 1874 г. он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей
палате вдовьего дома на Кудринской площади. Так начинается для писателя
семнадцатилетняя полоса беспрерывного заточения во всякого рода казенных
заведениях.
Во вдовьем доме (описанном впоследствии в рассказе
«Святая ложь», 1914) он, по крайней мере, не был оторван от матери.
Вообще, для детства Куприна и формирования его личности громадную роль
сыграла мать, которая в глазах ребенка безраздельно заняла место
«верховного существа». Судя по свидетельствам современников, Любовь
Алексеевна Куприна, урожденная татарская княжна Куланчакова, «обладала
сильным, непреклонным характером и высоким благородством». Это была
женщина энергичная, волевая (чего только ей стоило после смерти мужа
воспитать, почти без средств к существованию, троих детей!) и даже с
оттенком деспотизма в характере. Авторитет Любови Алексеевны оставался
неколебимым в течение всей ее долгой жизни. В своем автобиографическом
романе «Юнкера» (1928— 1932) он не называет мать главного героя
Александрова иначе, как «обожаемая». Мечтательный и одновременно
«азиатски» вспыльчивый, нежный и упорный до упрямства, мальчик оказался
обязанным матери многими чертами своего характера.
Суровая казарменная школа
В 1877 г. из-за тяжелого материального положения Любовь
Алексеевна была вынуждена отдать сына в Александровское малолетнее
сиротское училище. Семилетний Саша надел первую в своей жизни форму —
«парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и
вокруг рукавов форменной кумачовой лентой». Казенная обстановка, злобные
старые девы-воспитательницы, наконец, сверстники, которые «были с
самого первоначалия исковерканы»,— все это причиняло мальчику страдания.
Он совершает побег и, проплутав двое суток по Москве, возвращается с
повинной в пансион (рассказ 1917 г. «Храбрые беглецы»).
Однако испытания, ждавшие Куприна, только начинались. В 1880 г.
он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию,
которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова
форма: «Черная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью
медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике». В
повести «На переломе» («Кадеты», 1900) Куприн подробно запечатлел
калечащие детскую душу нравы, тупость начальства, «всеобщий культ
кулака», отдававший слабого на растерзание более сильному, наконец,
отчаянную тоску по семье и дому.
«Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в
пансион,— вспоминал Куприн.— Все серо, казарменно, начнет свежей
масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство
недоброжелательно. Пока день — еще крепишься кое как... Но когда
настанет вечер, и возня в полутемной спальне уляжется,— о, какая
нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевают маленькой душой! Грызешь
подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь
жаркими слезами и знаешь, что никогда не насытишь ими своего горя»
(очерк 1904 г. «Памяти Чехова»).
Формирование личности и истоки гуманизма
Третье Александровское юнкерское училище в Москве, куда Куприн
поступил в сентябре 1888 г., приняло в свои стены уже не «невзрачного,
маленького, неуклюжего кадетика», а крепкого юношу, ловкою гимнаста,
юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора,
пылко влюблявшегося в каждую хорошенькую партнершу по вальсу.
Детские и юношеские годы Куприна в известной мере дают материал
для отыскания его характерных особенностей как художника. Воспевание
героического, мужественного начала, естественной и грубовато-здоровой
жизни сочетается в творчестве писателя, как мы увидим, с обостренной
чуткостью к чужому страданию, с пристальным вниманием к слабому,
«маленькому» человеку, угнетаемому оскорбительно чужой и враждебной ему
средой. Вот эта вторая, плодотворнейшая стихия Куприна-художника
восходит к впечатлениям маленького Саши, полученным в кадетском корпусе.
Нужно было ребенком пройти сквозь ужасы военной бурсы, пережить
унизительную публичную порку, чтобы так болезненно остро ощутить,
скажем, мучения татарина Байгузина, истязуемого на батальонном плацу
(«Дознание», 1894), или драму жалкого, забитого солдатика Хлебникова
(«Поединок», 1905).
Первые литературные опыты. Служба в полку
Несмотря на мрачность быта в кадетском корпусе, именно там
родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. К
этому времени и сам Куприн начинает пробовать свои силы в литературе
(сперва в поэзии). Уже будучи в юнкерском училище, он впервые выступил в
печати. Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, Куприн опубликовал в
журнале «Русский сатирический листок» весьма посредственный рассказ
«Последний дебют» (1889).
Когда 10 августа 1890 г., окончив «по первому разряду»
Александровское училище, свежеиспеченный подпоручик отправился в 46-й
Днепровский пехотный полк, квартировавший в городишке Проскурове
Подольской губернии, он и сам не относился серьезно к своему
«писательству».
Почти четырехлетняя служба впервые столкнула Куприна с тяготами
обыденной жизни и армейской действительности. Однако именно эти годы
дали возможность Куприну всесторонне познать провинциальный военный быт,
а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окраины, еврейского
местечка, с нравами «заштатной» интеллигенции. Впечатления этой поры
явились как бы «запасом» на много лет вперед (материал для ряда
рассказов, и в первую очередь повести «Поединок», Куприн почерпнул
именно во время своей офицерской службы). В 1893 г. молодой подпоручик
заканчивает повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание».
Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна все более
невыносимыми. Вот так же «взрослеет» в «Поединке» подпоручик Ромашов,
еще недавно мечтавший о воинской славе, но после напряженных раздумий о
бесчеловечности армейской муштры, дикости провинциального офицерского
существования решающий выйти в отставку.
Куприн подает прошение об отставке, получает ее и к осени 1894 г.
оказывается в Киеве. Он много печатается в местных и провинциальных
газетах, пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этого беспокойного,
полуписательского, полурепортерского прозябания были два сборника:
очерки «Киевские типы» (1896) и рассказы «Миниатюры» (1897).
Купринские «университеты»
Произведения Куприна 90-х гг. неравноценны, нередко он допускал
штампы, мелодраматичность. Пройдет немного времени, и Куприн резко
высмеет собственные литературные штампы («По заказу», 1901). Преодолению
литературщины, заемных мелодраматических трафаретов и расхожих описаний
способствовало подлинное познание жизни. В автобиографии писателя
приведен поистине устрашающий список тех занятий, какие он перепробовал,
расставшись с военным мундиром: был репортером, управляющим на
постройке дома, разводил табак «махорку-серебрянку» в Волынской
губернии, служил в технической конторе, был псаломщиком, подвизался на
сцене, изучал зубоврачебное дело, хотел было даже постричься в монахи,
служил в артели по переноске мебели фирмы некоего Лоскутова, работал по
разгрузке арбузов и т. д. Сумбурные, лихорадочные мечтания, смена
«специальностей» и должностей, частые разъезды по стране, обилие новых
встреч — все это дало Куприну неисчерпаемое богатство впечатлений,—
требовалось художественно обобщить их.
И когда в 1896 г., поступив заведующим учетом кузницы и столярной
мастерской на один из крупнейших сталелитейных и рельсопрокатных
заводов Донецкого бассейна, Куприн пишет цикл очерков о положении
рабочих, одновременно с ними складываются контуры первою крупного
произведения — повести «Молох».
Это была уже во многом настоящая «купринская» проза с ее, по
словам Бунина, «метким и без излишества щедрым языком». Так начинается
стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков
большинство самых значительных произведений. Талант Куприна, недавно
еще разменивавшийся на ниве дешевой беллетристики, обретает уверенность и
силу. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в
первые ряды русской литературы,— «Прапорщик армейский» (1897), «Олеся»
(1898) и затем, уже в начале XX столетия, — «В цирке» (1901),
«Конокрады» (1903), «Белый пудель» (НМЗ) и повесть «Поединок» (1905).