Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881 )
«Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман.
Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения.
Противопоставление «преступления» и «наказания» в композиции романа.
Композиционная роль «снов» Раскольникова, его психология, преступление и
судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений.
«Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и
гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их
выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души.
Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике.
Вопросы для повторения
- Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?
- В чем состоит «наполеонство» Раскольникова?
- Почему в сцене чтения Евангелия Раскольниковым и Соней редакция
журнала, в котором впервые печатался роман Достоевского, увидела «следы
нигилизма» и потребовала ее изъятия?
- Что заставляет Раскольникова пойти на «явку с повинною»?
- В чем состоит наказание Раскольникова?
- Прав ли Достоевский в своем суждении о герое времени?
- В чем суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления?
- Каким образом повлияли на него встреча с Мармеладовым в распивочной, эпизод с пьяной девочкой, письмо матери?
- С какой целью вводит Достоевский в роман сон Раскольникова перед преступлением?
- Почему теория Раскольникова изложена в романе после убийства?
- Почему Раскольников не вынес убийство нравственно?
- Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?
- Что общего и различного у героя с Лужиным?
- Почему Раскольников пришел именно к Соне после убийства?
- Почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова? Чего он хотел от него? Зачем в третий раз пришел к герою?
- За что Раскольникова не любили на каторге? Чем объясняется его заболевание?
- Как вы думаете, почему Достоевский категорически отрицал, что он психолог, называя себя реалистом?
- Какое место в изображении героев занимает их внутренний монолог?
- Как вы докажете, что Достоевский - непревзойденный мастер диалога?
- Почему в литературе о Достоевском часто связывают особенности
его творчества с традициями европейского авантюрного романа?
- Что нового внес Достоевский как художник в русскую литературу?
Вспомним наизусть тексты из романа
Часть II, глава VII, портрет Сони: «Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка...»
Часть III, глава IV, портрет Сони.
Часть V, глава IV, диалог Раскольникова и Сони:
«...начал я себя спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь?...Тварь ли я дрожащая или право имею...»
Эпилог, глава II: «День опять был ясный и теплый».
Темы сочинений по роману
«Преступление и наказание»
Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе.
«Их воскресила любовь» (по роману «Преступление и наказание»).
Христианские образы и мотивы в художественном мире романа.
Теория идеи Раскольникова и ее крах.
Образ Петербурга в романе.
Образ Петербурга в романе и в иллюстрациях Д. Шмаринова.
Автор и герой в романе.
Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа.
«...когда уже некуда больше идти» (по роману «Преступление и наказание»).
Как развенчивается в романе теория Раскольникова.
Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе.
Бунт Родиона Раскольникова.
Родион Раскольников и Соня Мармеладова.
Раскольников и Разумихин.
Раскольников и Порфирий Петрович.
Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика героев.
Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание».
Образ Раскольникова в романе.
Незабываемые страницы романа «Преступление и наказание».
О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание».
Крушение и разочарование Родиона Раскольникова.
«Правда» Сони Мармеладовой.
Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского.
Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).
Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие. Роль эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Чтение и рецензирование сочинений
1. Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
2. Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие»
Федор Михайлович Достоевский - величайший русский писатель,
страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Максим Горький писал
о нем: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности
его талант равен, может быть, только Шекспиру».
Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского - это
произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через
страдания и ошибки душа к постижению истины.
Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл
человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к
ближнему.
Если рассмотреть преступление Раскольникова с этой точки зрения,
то можно понять, что Достоевский выделяет в нем в первую очередь факт
преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников
- человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется
в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что
все - «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий».
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.