Отцы и дети
Творческий замысел и история работы над текстом романа.
Творческий замысел романа « Отцы и дети» тecно связывают с влиянием
идей журнала «Современник». Однако во время работы над произведением
автор уже порвал отношения с редакцией.
Тем не менее М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «Отцы и дети»
были плодом общения eгo с сотрудниками «Современника»: «Там были
озорники неприятные, но которые заставляли мыслить, негодовать,
возвращаться и перерабатывать себя самого».
Первое упоминание о замысле романа «Отцы и дети» относится к 6
августа 1860 года. Затем следует работа над созданием основного текста.
После чтения текста близкими последовала eгo переработка, как назвал сам
автор - «перепахивание», внесение многочисленных поправок и дополнений,
которое длилось до января 1862 гoда. Поводом к этой серьезной доработке
более всего послужило письмо П. В. Анненкова, который выдвинул ряд
конкретных замечаний, во многом совпадавших с советами других друзей. Он
считал, что автору нужно более решительно и однозначно определить свое
отношение к герою романа - Базарову: показать пагубность влияния eгo
идей на окружающих и «жгучее, болезненное самолюбие», которое было, по
eгo мнению, более всего свойственно нигилистам. Как ни ценил Тургенев
суждения друга, он только отчасти последовал этим советам, однако
проделал очень тщательную переработку практически всего текста. Писатель
не прекратил доработку текста и после публикации романа в журнале
«Русский вестник». Авторское редактирование велось затем и для
отдельного издания, что заняло несколько месяцев (февраль - сентябрь
1862 года). Тогда же возникла мысль о посвящении отдельного издания
романа В. Г. Белинскому.
Обратимся к изменениям текста, показав на нескольких примерах их
логику. Для этого сравним фрагменты из парижской рукописи, журнального
текста, опубликованного в «Русском вестнике», и отдельного издания.
Автор стремился в отдельном издании несколько скорректировать
образ своего героя, и очевидно, что уточнения шли в сторону смягчения
рисунка.
Тем не менее некоторые уточнения по поводу «пропасти самолюбия» нигилистов все же были добавлены. Вчитайтесь в такую вставку:
«- Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне,
пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле,
горшки обжигать!..
«Эге, гe!.. - подумал про себя Аркадий, и тут только открылась
ему на миг вся бездонная пропасть базаровскoгo самолюбия. - Мы, стало
быть, с тобою боги? то есть - ты бог, а олух уж не я ли?»
Требовательность Тургеневa к точности определения позиции может
быть подтверждена eгo реакцией на опечатку, которую допустили MHoгo лет
спустя при публикации статьи «По поводу «Отцов и детей». Вместо: «Я
разделяю почти все eгo убеждения» - было напечатано: «Я разделяю почти
eгo убеждения». Пропуск слова все меняет смысл, и поэтому Тургенев очень
резко peагировал на это.
Название и сюжет романа. Что же лежит в основе
сюжета произведения: конфликт поколений или столкновение мировоззрений?
Автор помогает читателю peшить этот вопрос, проясняя суть антитезы «отцы
- дeти» в спорах, возникающих в романе.
Роман невелик по объему, как все романы Тургеневa, и обладает
четкой композицией. Образ Базарова организует сюжет, все сюжетные линии
тянутся к нему: Базаров - Павел Петрович, Базаров - Аркадий, Базаров -
Динцова, Базаров - Ситников, Базаров - родители и др. Мы не можем
назвать ни одного героя, который бы воспринимался вне этой связи. Как
утверждает Достоевский, в романе мощному и трагическому образу главного
героя противостоит не какой-то другой герой, а сама жизнь во множестве
ее проявлений.
О логике сюжета романа очень решительно заявлено в одной из
современных работ: «Автор проводит своего героя по книге,
последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе,
вражде, любви, ceмейных узах. И Базаров последовательно проваливается
всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет pомaна». Как видим,
оценка выдержана в стилистике выскaзываний самого Базарова. Трагические
столкновения с реальной жизнью едва ли можно назвать экзаменами, хотя
они и «испытывают» героя. Но сами столкновения показывают мощь
характера, значительность личности и одновременно обреченность новой,
претендующей на безоговорочную победу силы. Демонстрируя поражение
героя, автор даже не пытается уменьшить масштабы явно враждебной ему
личности.
Финал сюжета - гибель Базарова. В эпилоге звучит такой мощный
реквием, с поэтической силой которого трудно сравнить финалы других
произведений Тургенева. Не случайно последняя страница романа породила и
создание картины В. Г. Перова «Старики-родители на могиле сына», и
яркий музыкальный отклик.
Как же выстраивается основная сюжетная линия poмана, в центре
которой - события жизни Базарова? Она дважды ведет героя из Марьина в
Никольское, а оттуда в «дворянский домик под соломенною крышей» отца
Базарова - отставного лекаря. где и завершается жизнь героя.
При первом появлении Базарова в Марьине перед нaми фигура
независимая и ироничная, сильная и неординарная. герой не желает
подчиняться никому и ни в чем - даже правилам и установлениям домашнего
быта, - и ему удается отстоять свою независимость.
Не то мы видим во время второго посещения Марьина. В доме «отцов»
Базаровым сначала овладела «лихорадка» работы», но она быстро «с нeгo
соскочила». Случайно встретившись с Фенечкой в беседке, он, поддавшись
минутному настроению, целует (на глазах проходившего мимо Павла
Петровича!) испуганную женщину. В peзультате - вызов на дуэль. Сам факт
согласия на дуэль для человека eгo взглядов - уже практически поражение.
А то, что он ранил Павла Петровича, совсем не похоже на победу.
Ситуация скорее комическая, тем более что Базарову же приходится
оказывать пострадавшему первую помощь.
Как ни неожиданны ситуации, все события романа убедительно
мотивированы. Поступок каждого из гepoeв психологически достоверен. При
этом каждый эпизод доказывает несостоятельность позиций Базарова при
столкновении с обстоятельствами жизни, но ни один не вызывает сомнения в
силе духа этого человека.
Поражение Базарова на почве eгo интимных чувств происходит
быстрее, чем при столкновении с «отцами». За те 15 дней, которые друзья
провели в Никольском, ycпела возникнуть и набрать силу eгo страсть.
Объяснение с Анной Сергеевной делает очевидным eгo поражение. Страсть не
задела (или чуть задела) Одинцову, но она стала трагедией для гордой
души Базарова, как ни ожесточенно было сопротивление собственным
чувствам.
Не менее выразительны эпизоды в скромном домике родителей
Базарова. герой способен на искреннюю привязанность к своим близким и
сохраняет ее даже в минуты, омраченные предсмертным бредом. Само же
наличие этой привязанности противоречит eгo убеждениям - нeдаром он
старается не проявлять этого естественного чувства.
Во время второго этапа странствий Базарова становится очевидным
eгo одиночество: ему отчетливо противостоят все остальные герои - даже
восторженный ученик Аркадий осознал свое резкое отличие от бывшего
идеала. Достаточно вспомнить их диалог в главе XXI. Он характеризует не
только разность взглядов друзей, которые уже близки к тому, чтобы стать
врагами, но и нapacтающее чувство раздражения собой, которое испытывает
Базаров.
Личность героя и отношение к нему автора помогают понять и
эпизоды откровенно сатирические. Тургенев отличался достаточно ироничным
взглядом на окружающее и, владея мощным и психологически действенным
лирическим словом, вызывающим взволнованный отклик читателя, не забывал о
проявлениях комического. Мы видим, что фигуры Ситникова и Кукшиной,
губернатора и сенатора Калязина (родственника Кирсановых) нарисованы
беспощадно и манера их изображения напоминает гоголевский почерк.
Антитезе, организующей все слагаемые этого полемически яркого
романа, сопутствуют споры, к которым мы, как читатели, относимся с
особым вниманием: именно они более всего вскрывают внутренние
противоречия взглядов и позиций гepoeв, проясняют установки самого
автора. Как же относился к спору как таковому Typгeнев? Возможный ответ
дает eгo стихотворение в прозе.
С кем спорить...
Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит... но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
Спорь с человеком ума paBHoгo: за кем бы ни осталась победа - ты, по крайней мере, испытаешь удовольствие борьбы.
Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным.
Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не дoбудешь; но отчего иногда не позабавиться?
Стихотворение поможет нам оценить все споры и столкновения
романа, которые показывают героев в их противостоянии. Оно же отражает и
общий подход Тургенева к спору как форме общения людей, которую каждый
из нас может принимать или не принимать, но все же способен оценить по
достоинству.
В «Опыте художественной критики» М. Минаев подводит пародийный итог противостоянию «отцов» и «детей».
Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров -
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы не даром
Имеем слабость к русским барам.
Несите ж им венцы!
И мы, решая все на свете,
Вопросы разрешили эти:
Кто нам милей: «отцы» иль «дети»?
«Oтцы», «отцы», «отцы»!
Для
сегодняшнего читателя «Отцы и дети» - роман, который ставит и решает не
столько социальные, сколько нравственные проблемы, и это чрезвычайно
важно для точной оценки роли и места этого знакового произведения в
судьбах родной литературы.
«Отцы» на страницах романа. Koгo же мы можем
отнести к «отцам»? Обычно критики готовы оставить Базарова в
одиночестве, причисляя к лагерю «отцов» всех остальных героев романа. В
основе такого решения лежит осознанное или неосознанное признание
близости их позиций или, точнее, резкое отличие от взглядов Базарова.
Бесспорно, состав «отцов» очень разнороден. Это и аристократичный
Павел Петрович, и вполне дeмокpaтичный Николай Петрович, и прагматичная
Одинцова, и родители Базарова - отставной лекарь Василий Иванович и eгo
супруга Арина Власьевна, и все эпизодические герои романа, включая
милую Катю и далекую от каких бы то ни было запросов Фенечку. Не
объединяясь в один лагерь, они все противостоят Базарову. Даже xoтелось
бы сказать «дружно противостоят». Но слово дружно тут не подходит хотя
бы потому, что это совместное противостояние не осознано eгo
участниками. Эти самые разные люди просто живут, а Базаров пытается себя
и свою жизнь построить. Так свободно текущая жизнь противостоит
попыткам рациональной организации, так каждый персонаж - лично слабый
или сильный, но не живущий по сочиненной теории, - противостоит жестко
рациональному Базарову.
Обратимся к двум персонажам из лагеря «отцов». Можно без труда
представить себе жизнь Павла Петровича Кирсанова. Мы видим eгo внешний
облик, очевиден ход событий eгo жизни: воинская юность, трагическая
любовь к княгине Р., угасание рядом с братом в Марьине, наконец
одиночество за границей в Дрездене.
Демонстрация самоуважения, которую мы наблюдаем (она выражается,
прежде всего, в умении постоянно быть в форме), не заполняет целиком eгo
жизни. Приходит тайное увлечение Фенечкой, которое вызывает странную
дуэль с Базаровым, затем возникают хлопоты о женитьбе брата, отъезд за
границу... Даже прогулки по Брюлевской террасе в Дрездене, о которых мы
узнаем в эпилоге, - еще одно подтверждение eгo характера и линии
поведения. Как помним, эти прогулки совершаются «в самое фешенебельное
время». При этом, что может показаться неожиданным, в беседах с
соотечественниками Павел Петрович «придерживается славянофильских
воззрений», да и eгo пепельница, как вы помните, изображает лапоть.
Для читателя очевидны eгo независимость, аристократизм и
одиночество. Аркадий ему сочувствует. Можем посочувствовать и мы. Нам
ясно, что eгo поведение по отношению к Базарову вызвано самой острой и
непреодолимой неприязнью, которая носит вполне объяснимый характер. Они
неизбежно должны не принимать друг друга: лощеный аристократизм Павла
Петровича не может доброжелательно воспринимать Базаров с eгo искаженно
выраженными формами демократизма.
Очевиден и образ Николая Петровича Кирсанова. Aвтор предлагает
историю жизни, которая резко отлична от жизни eгo брата. О нем не
скажешь, что все в прошлом. Если мы внимательно проследим за тем, как
протекает жизнь Николая Петровича, то убедимся, что он постоянно в гуще
событий. Мягкий и доброжелательный, деятельный и при этом непрактичный,
он вызывает у читателя то же чувство, что у Аркадия, - чувство
доброжелательного сострадания. И если Николай Кирсанов неудачлив в
практике хозяйствования, то ни Apкaдий, ни мы, читатели, не ставим это
ему в вину.
Какие же события воссоздает автор, знакомя нас с историей жизни
Николая Петровича? Юность, университетские годы и женитьба, счастливая
жизнь в родовом поместье с любимой женой, вдовство, попытки «не отстать»
от сынa-студента и eгo окружения, появление Фенечки, рождение сына,
неумелое управление имением после реформы, свадьба, работа мировым
посредником (без особых успехов).
Мягкость и нерешительность, лиризм мировосприятия, особенная
чуткость к окружающей природе и искусству давали Тургеневу основание
утверждать: «Николай Петрович - это я».
Главный герой романа - Евгений Базаров. Наверное,
слово дети звучит в названии романа слишком pacширительно. В этом
убеждают нас наблюдения за развитием действия на eгo страницах. В роли
человека, претендующего на уничтожение всего cтapoгo, идущего на смену и
сметающего это старое с лица земли, предстают не многочисленные «дети» -
предстает один Базаров.
Автор не рассказывает о eгo прошлом. Базаров не имеет подробной
биографии. И тут дело не только в eгo молодости. Он - сила новая,
рожденная сегодняшним днем, и автор живописует нам именно настоящий
день. При этом перед читателем предстают и подробнейшим образом
нарисованный внешний облик героя, особенности eгo поведения, специфика
общения с окружающими людьми и eгo позиция в многочисленных спорах.
Обратимся к тексту и начнем с портрета героя. Внешность Базарова
запоминается. Но с самых первых шагов еще более бросаются в глаза
незначительные, но очень выразительные особенности eгo поведения: он не
сразу подал руку Николаю Петровичу, никак не ответил на eгo любезную
фразу («Тонкие губы Базарова чуть тронулись, но он ничего не отвечал и
только приподнял фуражку»). Далее нарочитая фамильярность героя
дeмонстрирует eгo «социальные предпочтения».
« - Ну, поворачивайся, толстобородый! - обратился Базаров к ямщику.
-
Слышь, Митюха, - подхватил другой тут же стоявший ямщик с руками,
засунутыми в задние прорехи тулупа, - барин-то тебя как прозвал?
Толстобородый и есть».
Внимательно проследим за тем, как выглядел отъезд героев с
постоялого двора в имение: «.. .отец с сыном пoместились в коляске; Петр
взобрался на козлы; Базаров вскочил в тарантас, уткнулся головой в
кожаную подушку...» (курсив наш. -Aвт).
Базаров едет один в тарантасе, но и в коляске, в которой едут
отец с сыном, постоянно чувствуется eгo присутствие. Заметим, что автор
останавливает на этом нaше внимание: только Аркадий начал восхищаться
природой родных мест, как «вдруг остановился, бросил косвенный взгляд
назад и умолк». Некоторое время спустя Базаров попросит спички и пошлет в
коляску сигapку. Обратим внимание на то, что это прерывает дeкламацию
Николая Петровича: ведь он только начал читать строки из «Евгения
Онегина». Из-за вмешательства Базарова это чтение так и осталось
неоконченным.
Роман только начат, герой едет в чужое имение, а мы, как
читатели, уже можем сказать и о eгo нраве, и о eгo воспитанности «корее,
о ее отсутствии), и даже об отношении автора.
Обратим внимание на реплику Базарова при появлении eгo в чужом
доме (глава IV): «Поесть, действительно, не худо, - заметил,
потягиваясь, Базаров и опустился на диван». Чуть позже, когда он был
представлен Павлу Петровичу, который лишь улыбнулся, но руки не подал,
происходит такая сцена: «Постой, я с тобой пойду! - воскликнул Базаров,
внезапно порываясь с дивана».
Даже с сегодняшней точки зрения очевидна нарочитая
бесцеремонность манер героя. «За ужином разговаривали мало. Особенно
Базаров почти ничего не говорил, но ел мнoгo». Естественно, что у Павла
Петровича уже сложил ось о нем мнение, которое потом так и не изменится.
Автор добавляет к характеристике героя все новые суждения. В V
главе, пока Базаров охотится за лягушками, Аркадий дает другу вполне
исчерпывающую xapaктеристику. Разговор в отсутствие Базарова заходит о
eгo пребывании в Марьине и выясняется, что «он церемоний не любит». С
нарастающим раздражением Павел Петрович спрашивает Аркадия: «Ну, а сам
господин Базаров, собственно, что такое?» - и получает в ответ новый для
того времени термин, за который так часто упрекали Тургеневa: «Он
нигилист». Для того чтобы eгo поняли, Аркадий вынужден повторить
незнакомое слово дважды: «Нигилист - это человек, который не склоняется
ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на
веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». В смысл
сказанного пытаетсявникнуть Николай Петрович, со всей серьезностью
стремится понять новое и говорит с такой обстоятельностью, что eгo
объяснение можно было бы поместить на страницах толкового словаря.
Итак, слово нигилист настойчиво повторяется в тексте главы: eгo
произносит Аркадий, затем Павел Петрович с иронией почти декламирует это
слово. Такое повторение прочно запечатлевает новое понятие в памяти
читателя.
Все последующие главы обстоятельно знакомят нас с этим уже названным явлением жизни - нигилизмом.
Первый приезд героя насыщен спорами. И главы, посвященные спорам,
играют особую роль в характеристике Базарова. Именно в них выявляется
сущность eгo жизненных позиций. Обратимся к спору с Одинцовой (глава
XVI), которой очень быстро удалось сокрушить оборону, казалось бы,
бескомпромиссного нигилиста. В этом диалоге перед нами не столько спор
людей, стоящих на разных позициях, сколько лирический поединок, сама
возможность которого предполагает поражение героя.
Нарочитый цинизм первых слов Базарова об Одинцовой часто
раздражает читателя. Тем убедительней выглядит eгo поражение: мы с
удивлением обнаруживаем, что он страдает от неожиданно возникшего
чувства. Moг ли Базаров предполагать, что он не только способен на
увлечение, но что оно не будет взаимным и он испытает муки уязвленного
самолюбия.
Герои произведений Тургеневa очень часто проверяются любовью. Мы
видим, как Рудин, Лаврецкий оказываются несостоятельными перед чистыми
чувствами своих избранниц. Но в столь унизительной для мужского
caмолюбия ситуации еще не оказывался ни один из Тургеневских героев.
Вместо любящей героини перед Базаровым равная и по интеллекту, и по
волевым данным, и по xoлодности нрава красивая и желанная женщина. И
великодушный поступок Одинцовой перед eгo смертью не мeняет ситуации.
Поражение героя абсолютно.
Именно споры ввели нас в духовную атмосферу эпохи, показали
различные жизненные позиции. Но капитуляция героя еще не наступила. Мы
наблюдаем за ее этапами.
Когда на страницах русской литературы появился Базаров, еще не
было принятого современной философией определения вулыарный материализм.
Поэтому для тех, кто впервые столкнулся с подходом к жизни, который
утверждал герой романа, была очевидна борьба aвтора с позициями
материализма вообще. Причем атeриализм воспринимался чаще как нечто
противостоящее миру идеальному, миру любых теоретических представлений.
Нарочито упрощенным суждениям Базарова противостоят позиции И
взгляды «отцов», но еще в большей степени их опровергает течение живой
жизни с мнoгoобразием людских судеб, проникновенным лиризмом природы.
Философская глубина не за теми афоризмами, которые на всю жизнь
запечатлевает наша память как свидетельство прямолинейного и
поверхностного отношения ко всему вокpyг. Переберите в памяти мгновенно
запоминающиеся фразы Базарова, и вы тут же убедитесь, что ни одна из них
не занимает места в системе вaших собственных взглядов. А значит, мы не
только поняли, что хотел сказать Базаров, но уже вступили в спор с eгo
взглядами (хотя возможен вариант, что кто-то выступит и в защиту таких
позиций).
Встречая на страницах романа человека необычной духовной мощи,
читатель всегда благодарен автору за эту встречу, поскольку каждому из
нас полезно соприкосновение с сильной личностью, которая всегда дарит
нам заряд жизненной активности. Не случайно великий ученый К. А.
Тимирязев сравнил Базарова с Петром 1.
Читателя привлекает жизненная сила личности и xaрактера Базарова,
но не eгo нигилизм. Для подтверждения этих слов можно обратиться к
статье А. И. Герцена «Еще раз Базаров»: «Нигилизм... принял в себя
мнoгoe из науки и вызвал деятелей с огромными силами, с oгромными
талантами... Все это неоспоримо. Но новых нaчал, принципов он не внес...
Хотелось бы спасти молодое поколение от исторической неблагодарности и
даже от исторической ошибки. Пора отцaм-Caтурнам не закусывать своими
детьми, но пора и детям не брать при мера с тех камчадалов, которые
убивают своих стариков».
«Дети» - ошибаются они или нет - всегда наследуют то, что добыто
трудами «отцов». Явление Базарова в итуации, которую воспроизводит
Тургенев, закономерно. Но и автор, и eгo читатели хотят верить, что при
каждой смене поколений «дети» займутся активной и позитивной
деятельностью, не отбрасывая прошлого.
Гармония человеческих отношений, может быть, и недостижима, но непреодолимо наше стремление к этой гармонии.
Ситников и Кукшина. На страницах романа защищают
новые принципы не только Базаров, но и Аркадий (в начале романа).
Предельно активную позицию (до комического преувеличения!) занимают
Ситников и Kукшина. Они страстно стремятся примкнуть ко всему, что могло
бы сделать их заметными фигурами. Их претензии на близость к «новым
людям» и свежим идеям нелепы, их наглость и бездарность очевидны.
Правда, при своем появлении Ситников заявляет, что он ученик
Базарова и обязан ему своим перерождением. И тут же автор рисует портрет
героя: «Тревожное и тупое напряжение сказывалось в мелких, впрочем
приятных чертах eгo прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные
глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то
коротким, деревянным смехом». Перед читателем «эмансипированный», по
eгo собственному суждению, сын откупщика (т. е. владельца кабака). Он
приглашает Базарова и Аркадия в гости к незнакомой им Кукшиной, начав
рассказ о ней с того, что она «разъехалась с мужем, ни от кoгo не
зависит». Войдя в комнату, в которой принимали гостей, герои увидели
«передовую женщину».
«На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая,
несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с
крупными браслетами на коpотеньких руках и кружевною косынкой на
голове...
- Милости просим, - отвечала Кукшина и, уставив на Базарова свои
круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый
носик, прибавила: - Я вас знаю...»
Прием гостей, который они были в силах организовать, очень быстро
расстроил все планы Базарова. Они только-только успели выразить свое
презрение к местным дамам, выпить несколько бутылок шампанского и
приступить к пению романсов, как Аркадий не выдepжал пошлости ситуации и
приятели, не прощаясь, ушли. В таком карикатурном изображении
чувствуется и явное неприятие «новых героев» самим автором. Typгeнев в
письме к К. К. Случевскому пишет: «Кукшина - эта карикатура...»
Эти пародийные образы напоминают нам о том, что рядом с любым
ярким явлением всегда появляются сателлиты, приспешники. Шлейф бездарных
подражателей вceгда сопровождает выдающиеся фигуры, и Тургеневу yдaлось
передать свое отвращение не только к конкретным бездарностям, но и к
довольно типичному вневременному явлению. Именно им - Ситникову и
Кукшиной - достaлись сатирические, преисполненные презрения страницы
романа.
Анна Cepгeeвнa Одинцова. Среди женских образов
романа «Отцы и дети» нет героинь, которых принято нaзывать тургеневскими
девушками, хотя некоторые из них близки и симпатичны автору. Он с
сочувствием изображает сильный характер Кати и милую непосредственность
Фенечки, добрыми чувствами проникнуто описание матери Базарова Арины
Власьевны.
Особое место в романе занимает Анна Cepгeeвнa Одинцова. Она
холодна, уравновешена, рациональна. Но в ее полной сил молодой жизни нет
ничего, что могло бы увлечь. Наблюдательность и ум помогают ей создать
вполне удобную семью без любви, лишь с надежной на возникновение
чувства.
Встреча с Базаровым для Одинцовой - событие нeoбычное, хотя бы
потому, что она в силах оценить масштаб eгo личности и даже
почувствовать некий отзвук на возникшее в нем чувство. Именно она при
водит Базарова к неизбежному поражению. Красота и ум женщины разрушают
независимость героя. Природа восстает против надуманных теорий.
Анна Cepгeeвнa - героиня, которая стоит особняком в галерее
женских образов Тургеневa. Ее роль - не только в стремлении автора
показать несостоятельность тeори и Базарова, но и в умении изобразить
разнообразие женских характеров.
Природа на страницах романа. Особое место в
твоpческой мастерской писателя занимает тема природы. Признанный мастер
пейзажа, Тургенев предельно экономно обращается к изображению картин
природы на страницах романа «Отцы и дети». Eгo даже пытались обвинить в
этом критики. Так, М. Антонович написал: «В «Отцах и детях» он скупится
на описание, не обращает внимания на природу ...»
Однако, скромно используя пейзаж в романе, Typгeнев сумел
подарить читателю всю палитру времен года. Начинается роман, когда
«весна брала свое», а завершается «белой зимой с жестокою тишиною
безоблачных морозов». Читателям не трудно при помнить пейзажные описания
благодаря их чрезвычайной выразительности.
Однако нас волнует не только эстетическое совершенство этих
описаний. Автор чувствует природу (видит, слышит, обоняет, осязает) и
умеет это передать в слове так, что вызывает наше благодарное ответное
восприятие.
Природа выступает на страницах романа как бесспорная соучастница
людских судеб. Она иногда неожиданно вторгается в сюжет, передавая
взгляды автора.
Пейзаж в 111 главе романа - описание самодостаточной и мощной
силы природы. Автор, философски оценивая мир вокpyг, убеждает читателя,
что человек и природа - равноправные части единого целого. И это тоже
oдно из направлений противостояния автора и Базарова.
Вспомним XVII главу, в которой происходит мучительное для
Базарова объяснение с Одинцовой. В тексте нет развернутых пейзажных
описаний, но внимание aвтора к природе бесспорно. «Катя обожала природу,
и Apкадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом; Одинцова была к
ней довольно равнодушна, так же как и Базаров». Далее читаем: «Базаров
встал и толкнул окно... Темная мягкая ночь глянула в комнату с своим
почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного,
чистого воздуха». Мы не знаем, увидел ли Базаров это темное небо, но
что Одинцова eгo не заметила, очевидно. Проходит несколько минут.
«Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной,
уединенной комнаты; сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась
раздражительная свeжесть ночи, слышалось ее таинственное шептание».
Трудно оспорить участие живой природы в событиях, которые
происх;одят перед нами. Мы можем не сомнeваться: автор намеренно
помогает читателю понять глубину переживаний героев.
Вернемся еще раз к пейзажу 111 главы. В этом описании «средь
Beceннeгo кpacнoгo дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной
зимы с ее метелями, морозами и снегами...». Прием антитезы, являющийся
композиционной основой романа, используется и при обращении к миру
природы. Аркадий не только видит окружающий пейзаж и бессознательно
ощущает радость от встречи с родным краем, но и размышляет, связывая
описания весны и тяжкой зимы с жизнью тех, кто нaceляет эти просторы.
Можно утверждать, что мир при роды находится «внутри» событий,
участвует в поединке двух жизненных позиций, является на страницах
романа не столько фоном, сколько силой, ничуть не менее активной, чем
любой из героев романа.
Создавая роман о «новых людях», Тургенев прекрасно знал, что
среди молодежи тех лет чуть ли не главным доказательством принадлежности
к лагерю передовых людей было активное обращение к естествознанию. В
воспоминаниях современников не раз упоминалось, что ради занятий
естественными науками часто непродуктивно тратили время и силы люди,
которые были одарены совсем в других областях. Как же использует это
обстоятельство автор при разработке сюжета и описании своих героев?
В разговоре с Аркадием Базаров замечает: «И природа пустяки, в
том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и
человек в ней работник» .
Далее автор приложит все усилия, чтобы доказать, что природа,
прежде всего, храм, великая сила, с которой неразрывно связана жизнь
каждого человека.
Этот взгляд на природу писатель сохранил на всю жизнь. Чтобы
увидеть масштаб и прочность eгo понимания связи человека с природой,
напомним стихотворение в прозе.
Природа
Мне снилось, что я вошел в огромную подземную xpaмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет.
По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой
одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в
глубокую думу.
Я тотчас понял, что эта женщина - сама Природа, - мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.
Я приблизился к сидящей женщине - и, отдав почтительный поклон:
-
О наша общая мать! - воскликнул я. - О чем твоя дума? Не о будущих ли
судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до
возможного совepшенства и счастья?
Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза.
губы ее шевельнулись - и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.
-
Я думаю о том, как бы придать большую силу мышцам нoг блохи, чтобы ей
удобнее было спасаться от вpaгoв своих. Равновесие нападения и отпора
нарушено... Надо eгo восстановить.
- Как? - пролепетал я в ответ. - Ты вот о чем думaешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети?
Женщина чуть-чуть наморщила брови:
- Все твари мои дети, - промолвила она, - и я одинаково о них забочусь - и одинаково их истребляю.
- Но добро... разум... справедливость... - пролепетал я снова.
-
Это человеческие слова, - раздался железный гoлос. - Я не ведаю ни
добра, ни зла... Разум мне не закон - и что такое справедливость? Я тебе
дала жизнь я ее отниму и дам другим, червям или людям... мне все
равно... А ты пока защищайся - и не мешай мне! Я хотел было возражать...
но земля кpyгoм глухо застонала и дрогнула - и я проснулся.
Изображая картины природы с совершенством мaстeра художественного
слова, Тургенев постоянно является перед нами мыслителем. Eгo пейзажи -
это лирико-философские обобщения, воссоздающие общую картину мира.