Примерный план анализа лирического произведения
Кем и когда написано стихотворение?
Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
Жанровые особенности стихотворения
(элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ....... и т д.).
Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная,
вольнолюбивая и др.)
Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
Внутреннее построение стихотворения, его
лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и
ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ -
переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные
черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
Особенности построения: единое целое,
деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой
линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
Средства поэтического языка (
изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и
ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются
картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического
героя - внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория,
метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика,
антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная,
разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые
композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь,
образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет,
музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис:
многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно - идея стихотворения
Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.