Сочинение–рассуждение по тексту Ф.Шаляпина.Исходный текст:
(1) В былые годы, когда я был моложе, я имел
некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2) Я оставлял мой городской дом,
запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку. (3) Целые дни
до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к
крестьянам. (4) В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. (5)
Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то
человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя
это было летом. (6) Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным
посохом под мышкой. (7) Так он и спал. (8) С первым светом серый комок в
валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул,
перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. (9) На крыльце он подошел к
рукомойнику — к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на
веревочке на краю крыльца.
(10) Я было собрался со стариком
заговорить, да не успел — ушел. (II) Очень пожалел я об этом, и
захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. (12) Я привстал
на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (13) Старик уходил
вдаль. (14) Долго смотрел я ему вслед. (15) Фигура его, по мере того
как он удалялся, делалась меньше и меньше и наконец исчезла вся. (16) Но
в глазах моих она осталась навсегда, живая.
(17) Это был
странник. (18) В России испокон веков были такие люди, которые куда-то
шли. (19) У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (20)
Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край.
(21) Отдыхали и спали где попало. (22) Я убежден, что, если каждого из
них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. (23) Он
над этим не думал. (24) Казалось, что в их душах жило смутное
представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше.
(25) Может быть, они от чего-нибудь бегут. (26) Но если бегут, то,
конечно, от тоски — этой совсем особенной, непонятной, невыразимой,
иногда беспричинной русской тоски.
(27) В «Борисе Годунове»
Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой
бродяжной России— Варлаам. (28) У него спутана и всклокочена седая
борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. (29) Одутловатый,
малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель
толкучего рынка. (30) Это он ходит там темно-серый, весь поношенный и
помятый, в своей стеганой на вате шапке.
(31) Когда Варлаам
крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. (32) Но
ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. (34) Не знаю, конечно,
нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. (34)
Не знаю. (35) Одно только я скажу: эти люди — одна из замечательнейших,
хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни. (По Ф.И. Шаляпину)
Сочинение – рассуждение:
«Умом Россию не понять…», - писал
Тютчев в своём стихотворении. И это действительно так. На Руси всегда
были люди, которые несли на себе «особенную стать», люди, чьи поступки
порой казались окружающим необъяснимыми, странными. Каждый человек –
загадка. Проблема загадочной русской души интересует и автора данного
текста, Ф.И.Шаляпина
На первый взгляд, эта важная философская
проблема довольно избитая, традиционная. Многие русские писатели
пытались разгадать тайну «беспричинной русской тоски». Об этом мы читаем
в произведениях Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, Н.С.Лескова, М.Ю.Лермонтова и
многих других. Но звучание проблемы в тексте Ф.И.Шаляпина удивляет нас
сокровенностью высказанных мыслей. Автор раскрывает проблему на примере
странников, представителях бродяжной России.
Куда идут странники-
праведники? Ради чего? Что их гонит? Что нужно сделать, чтобы эти люди
изменились? Автор не даёт ответов на вопросы, но в одном он убеждён:
«эти люди — одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных,
красок русской жизни».
Невозможно не согласиться с мнением
автора. Странники на Руси – это праведники, мудрецы, подвижники, люди,
стремящиеся обрести счастье.
Гонимый «русской хандрой», желанием
найти смысл жизни, Онегин, герой романа А.С.Пушкина, отправляется в
путешествие. В постоянных поисках настоящей любви, счастья и
лермонтовский Печорин.
Странник Лука из пьесы М.Горького «На дне»
стремится понять «дела человеческие», открывает светлые стороны в
каждом из ночлежников и вселяет веру в лучшее, способен просто пожалеть
человека.
Иван Флягин, герой повести Н.С.Лескова «Очарованный
странник», не имеет конкретной цели путешествия. Его бесконечное
странствие – целая жизнь. Это человек широкой души, преданный, верный,
мудрый, честный, одарённый, ему «за народ очень помереть хочется».
«Каждый
в этом мире странник», - писал Лермонтов. Текст Ф.И.Шаляпина заставляет
нас, читателей, в очередной раз задуматься о смысле жизни, об истинном
предназначении искренних, честных, талантливых, хотя и странных людей из
народа.
|