Сочинение по тексту художественного стиля.Исходный текст №1:
(1)На задворках нашего села стояло на сваях
длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал
музыку— скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала
мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она,
на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать,
оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном
на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту
музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у
человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё
проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но
никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал
мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он
посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но
боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может
отнять, жива до сих пор».
(17)«Спасибо вам, дяденька», —
прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то, что я не сирота».
(20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее
село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла.
(22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о
неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью,
молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий
наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая
как будто из металла,— это и была моя родина.
(25)...Прошло много
лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном
польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме,
стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка
разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от
непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез
Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве,
преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я
плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за
горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала
куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы
люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало
взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та
самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек,
никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В.
Астафьеву)
Сочинение-рассуждение
Вступление
«Музыка - это искусство, которое действует прямо на сердце
слушателя», - сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может
заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и
пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет
сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать
отрицательные эмоции.
Формулировка проблемы
Передо мной фрагмент повести В.Астафьева «Последний поклон», в
котором автор привлекает нас, читателей, к размышлению над вопросом о
роли музыки в жизни человека.
Комментарий проблемы
На первый взгляд, проблема избитая, она обсуждается всеми:
журналистами, педагогами, психологами, писателями - в книгах, на
телевидении, по радио, в частных беседах. Но звучание этой проблемы в
тексте В.Астафьева удивляет нас новизной и сокровенностью высказанных
мыслей. И не только потому, что прочитанный фрагмент относится к
художественному стилю!
Авторская позиция
Писатель повествует о рассказчике-мальчике, который услышал музыку
первый раз в жизни. Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам,
доброта, «неистребимая» любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций,
пережитых мальчиком. Эту же музыку из детства рассказчик слышит через
много лет во время войны. И теперь полонез Огинского оказывает
совершенно другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла
что-нибудь делать…». Таким образом, в повествовании вырисовывается
авторская позиция: музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это
то, что может заставить действовать.
Мнение читателя
Невозможно не согласиться с В.Астафьевым. Есть много музыкальных
произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за
собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной
цели.
Первый аргумент
Например, всем известна песня «Священная война», написанная
композитором А.В.Александровым и поэтом В.И.Лебедевым-Кумачом. Она стала
музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её
суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские
люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали
плечом к плечу на защиту Родины.
Второй аргумент
В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится
средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и
ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки
страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, -
заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне,
потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз
заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая
сопровождает нас в жизни.
|