Подростковый возраст иногда называют трудным. Это
утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности,
поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их
воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с
тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток
все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает
простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое
воспроизведение. Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое
свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство
может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем
физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не
чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем
труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Н.К. Крупская,
характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребенок, но
еще и не взрослый. Подросток - это ребенок, становящийся взрослым. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации
учащихся так как им в настоящий период необходимо приспособиться к
новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная
система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными
учителями, усвоение новых предметов). |