За что могут снять баллы по литературе
В основе развернутых ответов на
вопросы заданий части С лежит хорошее знание текста
произведения, умение его анализировать в контексте
творчества писателя и шире — литературы определенного
периода, а также знание и умение использовать
теоретико-литературные понятия. Казалось бы, этого должно
быть вполне достаточно, чтобы успешно справиться с работой.
Но, к сожалению, даже те ученики, которые хорошо
подготовлены по указанным аспектам далеко не всегда получают
высокий балл за выполнение части С. Попробуем разобраться, в
чем здесь дело.
Как отмечалось
ранее, часть С представляет собой письменное развернутое
высказывание по определенной проблеме или ответ на
конкретный вопрос в связи с представленным в варианте
текстом. Другими словами, речь идет о создании связного
текста, который должен соответствовать определенным
требованиям. Если вы не вполне ориентируетесь в этих
требованиях, то даже отличное знание литературного и
теоретического материала не обеспечит вам хорошую оценку на
экзамене.
Откуда же можно
узнать об-этих требованиях и как научиться в соответствии с
ними выполнять задания части С? Для ответа на этот вопрос
обратимся к еще одному документу, представленному
разработчиками ЕГЭ по литературе. Он так и называется
«Критерии проверки и оценки выполнения заданий с
развернутым ответом»1.
Полностью текст этого документа приведен в Приложении 2,
помещенном в конце пособия. В данной главе мы постараемся
вместе разобраться в том, что представляет собой этот
документ и на что вам нужно прежде всего обратить внимание.
Важно понимать,
что полученный вами общий балл за каждую из частей С выводится
именно на основе этих критериев. Они не во всем совпадают по
части С1-С4 и С5. За
задания
С1-С4
максимально можно получить только
3 балла,
а основным
критерием является точность и полнота ответа. Причем для заданий
С1 и СЗ главное — это аргументированно ответить на вопрос,
выдвигая необходимые тезисы, развивая их и приходя к логическим
выводам, а для заданий С2 и С4 — не только дать ответ, но
привлечь для этого литературный контекст, обосновывая
проводимое сопоставление. И в том и в другом случае, как и в
заданиях С5, недопустимы
фактические ошибки
— даже за одну
такую ошибку снижается балл. Более строго фактические ошибки
оцениваются в заданиях С1 и СЗ: за 2 — 2 балла, за 3 и более — 0
баллов; в соответствии с критериями к заданиям С2 и С4 вы
потеряете 2 балла за 2-3 ошибки. Менее жесткие требования в этом
отношении к выполнению заданий С5: за 1-2 ошибки снижается 1
балл, за 3-4 — 2 балла, но там речь идет о целом комплексе
требований, в рамках которого фактические ошибки составляют лишь
определенную часть.
При оценивании
заданий С1-С4 таких требований меньше, но и здесь баллы
снимаются не только за фактические ошибки, имеются и другие
позиции, которые также влияют на общий балл. При оценке
заданий
С1
и
СЗ
1 балл будет снижен и в том случае, если вы не сделали
фактических ошибок, но недостаточно обосновали свои суждения или
же отчасти подменили их пересказом текста; 2 балла вы теряете
тогда, когда слабо аргументировали ответ и рассуждали
поверхностно, неточно или вместо анализа пересказывали текст — в
этом случае можно заключить, что задание было понято упрощенно.
А совсем ничего (то есть 0 баллов) не получит за эти задания
тот, кто их не понял, не ответил на вопрос или рассуждал о
чем-то, не связанном с поставленным вопросом, а также если
вместо ответа на вопрос вы просто пересказали текст.
В
заданиях С2 и С4
также
присутствуют определенные позиции, которые влияют на вашу
оценку. Максимальный балл — 3 — вы получаете в том случае, когда
для сопоставления привлекаете
не менее двух
произведений
одного или нескольких писателей или же не менее двух авторов, в
творчестве которых нашла отражение указанная проблема, тема,
мотив, художественный прием и т.д. Другими словами, вам
необходимо привести не менее двух позиций для сопоставления и
обосновать, почему вы считаете возможным его провести. Если же
вы нашли только одну такую позицию для сопоставления, то
потеряете 1 балл, как и в том случае, если не смогли достаточно
аргументированно доказать возможность проведения сопоставления.
В этом случае вы получаете 2 балла за выполнение задания. Еще
больше вы потеряете, если, приведя одну позицию сопоставления,
не назвали фамилию автора или название произведения, а также в
том случае, если даже они названы, но нет обоснования для
проводимого сопоставления. Такой ответ оценивается лишь 1
баллом. О баллов, как и в заданиях С1 и СЗ, можно получить за
невыполненное задание, то есть в том случае, когда нет ответа
на поставленный вопрос или же ответ не соотносится с
поставленной задачей.
Иные критерии
оценки для
заданий С5
— за сочинение
максимально можно получить
15 баллов.
Эта оценка складывается из нескольких, которые даются по
отдельным аспектам. Главный из них — содержательный, который
подразумевает
глубину и самостоятельность понимания проблемы,
предложенной в вопросе, за что максимально можно получить 3
балла. Если вы за эту часть получаете О баллов, то дело плохо:
задание даже не будут проверять дальше, поскольку оно
расценивается как невыполненное, го есть в результате в целом за
часть С5 вы получаете О баллов. Это еще раз подчеркивает
необходимость научиться хорошо понимать поставленный вопрос и
точно отвечать на него.
Если вы
справились с этой задачей, то все равно радоваться рано: 3
балла получает лишь тот, кто не только ответил на поставленный
вопрос, логично выстроил свои рассуждения и привел
соответствующие аргументы для доказательства. Важно, чтобы ваше
мнение было не произвольным, а учитывало позицию автора
произведения. Но и этого еще мало: раскрывая тему, вы должны
показать хорошее знание проблематики произведения в целом. Вот
почему так важно при той подготовке к экзамену, о которой речь
шла в предыдущей главе, внимательно относиться ко всем аспектам
анализа текста, а не ограничиваться только знанием «содержания»
произведения и имен героев, как это зачастую бывает с теми, кто
считает достаточным просто прочитать «краткое изложение»
произведений по многочисленным сборникам, которые — увы! —
широко распространены.
Но имеются и
другие критерии, по которым также оценивается ваша работа — по
каждому из них вы тоже максимально можете набрать 3 балла.
Вторая группа критериев оценки связана с
уровнем владения теоретико-штературными понятиями.
Мы с вами уже останавливаюсь на этом вопросе, говоря о важности
повторения теоретического материала для выполнения всех частей
ЕГЭ по литературе. Речь шла о том, как важно уметь их применять
при анализе произведения. Если вы научились это делать, то по
данному критерию можете рассчитывать на высший балл при оценке
сочинения: он выставляется в том случае, если экзаменуемый не
только хорошо знает теоретико-литературные понятия, но и уместно
их применяет в своей работе, объясняя, какие функции в данном
произведении они выполняют. Если же вы не будете объяснять роль
тех или иных литературных приемов, о которых говорится в вашем
сочинении, или же допустите неточности в их употреблении — 1
балл непременно снизят при оценке вашей работы. Если таких
ошибок будет много или вы предпочтете обходиться небольшим
количеством теоретико-литературных понятий, то снизят целых два
балла, а те, кто вообще не использует литературоведческие
термины в своем сочинении, получают по этой позиции оценки
работы О баллов.
Третья группа
критериев оценки связана с
обоснованностью
привлечения текста анализируемого произведения.
Об этом у нас тоже уже шла речь в предыдущей части, где
говорилось о необходимости хорошо ориентироваться в тексте
произведения. Но даже если вы привели много цитат, это еще не
значит, что все сделано правильно. Эти цитаты должны строго
соответствовать своей задаче: подтвердить высказанные вами
мысли. Если экзаменатор усмотрит в привлечении текста
произведения отсутствие целесообразности и обоснованности, то вы
потеряете 1 балл. Кроме того, следует учесть и другого рода
возможности привлечения текста, помимо прямых цитат с
комментариями к ним. Вы можете для доказательства ваших суждений
давать краткий пересказ, интерпретировать отдельные микротемы, а
также делать ссылки на изображенное в произведении. Только при
этом следует избегать подробного пересказа текста без необходимого
комментария — иначе вашу оценку снизят на 2 балла Но хуже
всего, если вы, говоря о литературном произведении, вообще не
будете привлекать его текст: конечно, такая работа выглядит
необоснованной, бездоказательной, и вы получите 0 баллов по
этому критерию.
Четвертая
группа критериев оценки сочинения касается
последовательности и логичности изложения.
Это общее требование, которое всегда предъявляется к любым
видам текстов. Но от этого ваша задача легче не становится,
чтобы справиться с ней, надо учиться выстраивать свой текст,
самим находить недостатки в логике развития мысли, связи
различных частей работы, отмечать и устранять повторы,
правильно членить текст. Если все это выполнено, то вам
обеспечен максимальный балл по этой позиции — 3, а если вы не
устранили все повторы или нарушили в какой-то части сочинения
логические связи, то получите лишь 2 балла. Плохо, если
экзаменатор обнаружит отступления от основной проблемы, особенно
если при этом вы «топчетесь на месте», повторяя одну и ту же
мысль несколько раз, — тогда вам поставят лишь 1 балл. Если же
развитие мысли в сочинении вообще не просматривается, логические
связи нарушены и имеется много необоснованных повторений, то
выставляется 0 баллов.
Последняя —
пятая — группа критериев вам лучше всего знакома и понятна: это
оценка
речевого оформления.
Особенностью
такой оценки в ЕГЭ по литературе является то, что она учитывает
следование нормам речи, а не орфографические и пунктуационные
ошибки. Разумеется, если их будет слишком много, то экзаменатор
вправе расценить это как недостаток работы, в результате
которого существенно затрудняется понимание смысла
высказывания. Но все же в основном баллы снижают за другое —
речевые ошибки, о которых у нас пойдет отдельный разговор.
Здесь отметим только то, что оценка по этому параметру
достаточно жесткая: за 2-3 речевые ошибки снижают 1 балл, за 4 —
2 балла, а далее, как уже было сказано, возможна только нулевая
оценка сочинения по пятой группе критериев.
Таким образом,
очевидно, что написать на высший балл все виды развернутых
ответов — как по заданиям С1-С4, так и сочинение по заданию С5 —
очень непросто, этому необходимо специально посвятить
достаточно много времени при подготовке к ЕГЭ по литературе,
обращая внимание на все те критерии, которые мы с вами подробно
разобрали. Далее мы отдельно рассмотрим особенности подготовки к
развернутым ответам ограниченного объема и к заданию С5,
представляющему собой полноформатное развернутое высказывание
(сочинение) по определенной проблеме.
|