1.Внимательно прочитайте текст. Подумайте, над чем рассуждает автор, что
его волнует. Помните, что в основе проблемы всегда лежит противоречие,
конфликт. По сути, проблема - это предмет обсуждения, некая трудность,
предмет спора, полемики.Проблема часто скрывается за поступками и речью
героев, фактами биографии, историческими событиями, которые являются как
бы иллюстрацией проблемы.
2.Существует несколько типов проблем. Определите, к какому типу относится
ваш текст. Философские: развитие общества, место человека в мире
людей, поиски смысла жизни. Социальные: устройство и жизнь общества, создание правового государства, соблюдение прав человека. Политические: деятельностьгосударственной власти, законы гражданского общества, ужасы терроризма,
национализма и шовинизма, причины международных конфликтов и войн.
Нравственные: духовная жизнь человека, взаимоотношения людей
(эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, честь и бесчестье, дружба и
предательство, интеллигентность и хамство, конфликт поколений). Экологические: взаимосвязь человека и природы, потребительское отношение к природе, экология культуры, экология языка. Эстетические: восприятие человеком искусства, воспитание художественного вкуса, роль книги в жизни человека, влияние интернета и телевидения на детей и подростков.
3.Выберите способ формулирования проблемы.Во-первых, ее можно
сформулировать своими словами: "Автор заставляет задуматься над
актуальной проблемой выбора жизненного пути". Для этой цели можно
использовать вопросительные предложения: "Что влияет на формирование
личности человека? Какова проблема, над которой задумался
автор?".Во-вторых, можно использовать цитирование: "Чем должно быть в
нашей жизни телевидение?" - на такой вопрос пытается найти ответ
Л.Жуховицкий".В-третьих, можно указать номера предложений из текста, если проблема уже сформулирована автором.
4.Подберите типовые конструкции. - В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) - (какая?) проблема (чего?). - В предложенном для анализа тексте (кто?) касается (какой?) проблемы (чего?). - Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?).
5.Используйте слова-подсказки.Проблема (какая?) сложная, наболевшая,
актуальная, злободневная, научная, межнациональная, неразрешимая, до боли
знакомая.Проблема (чего?) воспитания, образования, благородства,
сохранения родного языка, возрождения личности, толерантности.Автор (что
делает?) мучительно размышляет, затрагивает, анализирует, излагает,
выдвигает, подробно останавливается.Автор заставляет читателя (что
делать?) глубоко задуматься, серьезно относиться к..., по-иному
посмотреть на..., оценить собственную позицию, с горечью понять.
Теперь вставьте слова-подсказки в типовые конструкции.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.