Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Вторник, 07.05.2024, 11:02
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО


О САЙТЕ

Главная » Статьи » КЛАССНЫЙ ЧАС

ЗДОРОВЬЕ – ПРИВИЛЕГИЯ МУДРЫХ.

ЗДОРОВЬЕ – ПРИВИЛЕГИЯ МУДРЫХ

Классный час, посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают, что состояние здоровья современных подростков неук­лонно ухудшается. И в то же время результаты социологических иссле­дований показывают, что большинство подростков ставят здоровье в число важнейших жизненных ценностей. В предлагаемом сценарии проблема ЗОЖ рассматривается сквозь призму философии. Мероприя­тие рассчитано на 2 часа: первый час - работа с понятиями, беседы, второй час - дискуссия.
Цель: расширить представление детей о здоровом образе Жизни; формировать позитивную оценку активного, здорового образа жизни, критическое отношение к вредным привычкам; по­буждать к самопознанию, саморазвитию, к искоренению вредных привычек.
Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: выбрать ведущих для инфор­мационного сообщения (2 ученика).
Оборудование: сделать ксерокопии материалов для дис­куссии (примерные аргументы сторон).
Оформление: написать на доске тему классного часа, памят­ку «Двенадцать секретов здоровья и долголетия» (взять из текста сценария).
План классного часа
  • Вступительная беседа.
  • Работа с понятиями.
  • Ум и мудрость.
  • Что значит быть здоровым?
  • Здоровый образ жизни.
  • Информационный блок «Хирург из Книги рекордов Гиннеса».
  • Интерактивная беседа.
  • Работа с «Памяткой российскому долгожителю».
  • Дискуссия по теме «"Культурная" пьянка или полная трез­вость?».
  • Заключительная беседа.
  • Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
  • Вступительная беседа
Классный руководитель. Прочитайте тему классного часа. Здоровье и мудрость - можно ли связывать эти понятия? Ви­новат ли человек в своих болезнях? И если да, то в каких?
Примерные ответы:

-              Нельзя винить человека во врожденных болезнях.
-              Можно винить в простудных заболеваниях, в кишечных ин­фекциях, в травмах по неосторожности.
Классный руководитель. Считаете ли вы себя мудрыми?
Работа с понятиями

1. Ум и мудрость

Классный руководитель. Прежде чем о чем-то гово­рить, нужно определиться с понятиями. Ключевые понятия сего­дня: «мудрость», «здоровье», «здоровый образ жизни». Что же такое мудрость?
(Учитель задает вопросы, дети высказываются.) Какая общая противоположность есть у мудрости и ума? (Глу­пость.)
Что такое глупость?
Может ли умный не быть мудрым, а мудрый не быть умным?
Как можно понять выражение: «Мудрость - это поиск лучших мнений в отсутствие точных знаний»?
(Ответы детей.)
В словаре С.И. Ожегова «мудрость» определяется как «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Можно сказать, что это дос­таточно полное определение?
Что значит быть здоровым?

Классный руководитель. Напомню, что, по определе­нию Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Итак, су­ществует физическое, психическое и нравственное здоровье (его еще называют «социальным»). Предлагаю раскрыть смысл каждого из этих понятий (по группам) и объяснить, в чем это вид здоровья проявляется.
Первая группа - физическое здоровье.
Вторая группа - психическое здоровье.
Третья группа - нравственное, или социальное здоровье.
(В течение 3 мин дети обдумывают ответы.)
Слушаем ваши объяснения.
Примерные ответы:

Первая группа:
физическое здоровье - это естественное со­стояние организма, стабильная работа всех органов, хороший им­мунитет; проявляется в отсутствии болезней, травм.
Вторая группа:
психическое здоровье - зависит от состояния головного мозга, от развития мышления, памяти, внимания, от сте­пени развития волевых качеств; проявляется в эмоциональной ус­тойчивости, умении владеть собой.
Третья группа:
нравственное здоровье - зависит от нравствен­ных принципов человека, от их соответствия нормам морали; прояв­ляется в сознательном отношении к труду, в культурном поведении, в активном неприятии пороков.
Классный руководитель. Может ли физически и пси­хически здоровый человек быть нравственным, моральным уро­дом? В каких случаях это бывает? (Если он пренебрегает нормами морали.)
Здоровый образ жизни

Классный руководитель. А вот еще одно определение здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это образ жизни, который позволяет до глубокой старости сохранять физическое, психическое и нравственное здоровье. Я буду читать вам состав­ляющие ЗОЖ, попробуйте определить, к какому виду здоровья они относятся.
  • Оптимальный режим труда и отдыха. (Физическое, психиче­ское.)
  • Правильное питание. (Физическое.)
  • Достаточная двигательная активность. (Физическое, психиче­ское.)
  • Личная гигиена, закаливание. (Физическое, психическое.)
  • Искоренение вредных привычек. (Физическое, психическое, нравственное.)
  • Любовь к людям, позитивное восприятие жизни. (Психическое, нравственное.)
III. Информационный блок «Хирург из Книги рекордов Гиннеса» (Руденко С. Эликсир молодости Федора Углова // Учительская газета. 2001 .№11)
Классный руководитель. Есть болезни, которыми мож­но заразиться. Но, оказывается, заразить может и положительный пример. Человек, сохранивший здоровье и долголетие, может стать образцом для подражания, примером мудрого отношения к сво­ему здоровью. Рассказ о таком человеке подготовили (имена, фа­милии).
Ведущий 1. Наш герой - это доказательство истины, что здо­ровье - привилегия мудрых. Представление о долгожителях у нас связано с Кавказом или Тибетом - там можно встретить столетних богатырей. А у нас, в России мужчины в среднем живут до 60, жен­щины до 77 лет. Поэтому герой нашего рассказа - человек уникаль­ный. Можно сказать, единственный в мире. Его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Это легенда отечественной хирургии, академик Федор Григорьевич Углов. В начале XXI в. он был самым пожилым оперирующим хирургом мира.
Скончался Федор Григорьевич совсем недавно, в июне 2008 г., в возрасте 103 лет. Но до последнего он продолжал работать, пора­жая всех ясностью ума и прекрасной физической формой. Углов - профессор, доктор медицинских наук. Он был действительным чле­ном многих академий, председателем Союза борьбы за народную трезвость, лауреатом Ленинской премии, лауреатом Международ­ной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность», членом Союза писателей России, кавалером ордена «За заслуги перед Оте­чеством» IV степени, автором многих книг.
Ведущий 2. Стать хирургом Федор Углов решил еще в юности. Большое влияние на него оказала мать, простая русская женщина. Она научила его терпению и доброму отношению к людям. Эти за­поведи помогли Федору в его врачебной практике. Ему пришлось много учиться. После учебы в Иркутске, Ленинграде он вернулся в родной городок и стал работать хирургом. Ему приходилось де­лать самые разные операции, выезжать на вызовы и ночью, и в вы­ходные. Тогда он взял себе за правило - ни капли спиртного, ведь непростительная слабость хирурга может стоить жизни больному. Начало своей врачебной карьеры Федор Григорьевич вспоминал с иронией. Когда к нему в кабинет заходил пациент, доктор выслу­шивал его и просил выйти за дверь, а сам в это время лихорадочно листал справочники и учебники, чтобы установить диагноз.
Ведущий I.Ho постепенно приходили опыт и знания, росло мастерство молодого хирурга. Он решил продолжить учебу и вер­нулся в Ленинград. Здесь тоже не все шло гладко. Его наставник, опытный и строгий хирург как-то заявила: «У вас не руки, а крюки, вам и дворником с такими руками нельзя работать, не то, что хи­рургом. Пока не разработаете их, я вас в операционную не пущу». Пришлось ему 3 месяца тренироваться в работе с иглой и ниткой. Чтобы создать иллюзию операции, он штопал чулки, помещая их в ящик стола и, возясь с ними вслепую, учился завязывать узлы.
Jt Но для хирурга нужна не только техника рук. «Хирург должен быть таким, как в старинной русской поговорке: иметь глаз орла, силу льва и сердце женщины», - считал Федор Григорьевич. Он и был таким хирургом. Он первым начал делать такие операции, на ко­торые не решались другие. И, благодаря ему, сейчас эти операции не вызывают трудностей у хирургов.
Федор Григорьевич Углов был универсальный хирург. Он опе­рировал раненых в Великой Отечественной, спасал жизни в блокад­ном Ленинграде. Профессору Углову медицина обязана рождением новых разделов хирургии.
Ведущий 1.Нов Книгу рекордов Гиннеса Углов попал по дру­гой причине. Он был единственным в мире практикующим хирургом старше 90 лет. До 97 лет он проводил сложные операции! Вот что он говорил о секретах своего долголетия:
Я поставил себе цель и всю жизнь к ней стремился, это мне и помогло. Я и сейчас постоянно работаю, ложусь спать в половине двенадцатого ночи, встаю в половине восьмого. Днем никогда не сплю. От обеденного стола сразу же перехожу к рабочему. И, конечно же, веду здоровый образ жизни. Не пью и не курю. Обливаюсь холодной водой прямо на снегу. Двадцать лет таких процедур, и я напрочь забыл дорогу в аптеку. Чтоб сохранить бодрость, не обойтись и без спорта. В юности я занимался французской борьбой, любил позаниматься на турнике, ходить на лыжах. Сейчас, когда есть свободное время, люблю гулять пешком по лесу - общение с природой помогает восстановить силы. Я и сейчас с удовольствием делаю любую до­машнюю работу - колю дрова, убираю снег на даче. Да и обед по надобности запросто могу приготовить... Но главное - делать людям добро. Этому меня учила мама.
Интерактивная беседа

Классный руководитель. Биография этого человека поучительна. Это и правильный выбор своего пути, и целеустрем­ленность, и любовь к своему делу. Легко ли ему подражать?
Примерные ответы:

  • Он жил в другую эпоху, когда государство предоставляло все возможности для самореализации.
  • Подражать ему очень трудно, потому что нужно много рабо­тать над собой, не прощать своих слабостей.
  • Для этого нужно лучшие годы жизни посвятить учебе, рабо­те - а ради чего? Чтобы попасть в Книгу рекордов?
  • Зачем жить до ста лет? Нужно в молодости взять от жизни все!
  • Жалко смотреть на старых людей, зачем еще жить до ста лет?
  • Углов не просто продлил свою жизнь - он продлил активную жизнь. Он показал, что и в 100 лет можно работать, быть нуж­ным людям, наслаждаться жизнью.
  • Можно поучиться у этого хирурга, как сохранить здоровье и работоспособность до 100 лет.
Работа с «Памяткой российскому долгожителю»
Классный руководитель. Из всех своих рекомендаций Федор Углов составил «Памятку российскому долгожителю». В этой памятке 12 правил. Но некоторые правила, казалось бы, не имеют отношения к здоровью и нуждаются в разъяснении. Однако этих разъяснений академик не дал, предоставляя нам самим делать вы­воды. Постарайтесь объяснить, как выполнение каждого из этих правил скажется на улучшении нашего здоровья и о каком именно здоровье может идти речь?
Слушаем ваши разъяснения.
(Учитель читает правило, желающие высказываются.)
  • Люби родину. И защищай ее. Безродные долго не живут. (Здо­ровье связано с патриотизмом. Родина - это корни, вера, же­лание оставить после себя хорошее наследство. Этот пункт касается нравственного, психического здоровья.)
  • Люби работу. И физическую тоже. (Работа дает энергию, цель в жизни. Именно в работе человек может наиболее полно рас­крыть себя как личность. Этот пункт имеет отношение к физическому, психическому, нравственному здоровью.)
  • Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятель­ствах. (Этот пункт касается психического здоровья. Упадок духа может привести к депрессии, когда сломаться может даже высоконравственный и физически крепкий человек.)
  • Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все осталь­ные рекомендации. (Речь здесь идет о физическом здоровье. Эти вредные привычки буквально разрушают человека.)
  • Люби свою семью. Умей отвечать за нее. (Это правило гово­рит о психическом, нравственном здоровье. Семья дает чело­веку ощущение защиты, стабильности, сознание правильно прожитой жизни.)
  • Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай! (Речь идет о физическом здоровье. Но избы­точный вес может стать причиной и психологических рас­стройств.)
  • Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опас­ных для жизни мест. (Травмы-это относится к физическому здоровью.)
  • Не бойся вовремя пойти к врачу. (Для этого нужно преодо­леть свою лень и страх - значит, нужно обладать психиче­ским здоровьем.)
  • Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки. (Это призыв защитить психику ребенка. Музыка может оказывать разрушительное воздействие: человек становится неуправ­ляемым.)
  • Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы твое­го тела. Люби свое тело, щади его. (Нельзя переутомляться, нужно правильно распределять нагрузку. Иначе можно прийти к нервному срыву, а значит, подорвать психическое и физиче­ское здоровье.)
  • Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжитель­ность твоей жизни во многом зависит от тебя самого. (Забота о физическом, психическом, нравственном здоровье помогает продлить жизнь.)
  • Делай добро. Зло, к сожалению, само получится. (Это правило помогает сохранить и физическое, и психическое, и нравст­венное здоровье.)
VI. Дискуссия по теме «"Культурная" пьянка или полная трезвость?»
Классный руководитель. Федор Григорьевич Углов сде­лал за свою долгую жизнь множество операций, спас тысячи чело­веческих жизней. Но еще больше людей он спас без скальпеля - он
помог им избавиться от алкогольной, наркотической и табачной зависимости. Книги профессора Углова были особенно убедитель­ны - ведь он, как хирург, своими глазами видел разрушительную работу алкоголя, табака и наркотиков. На основании длительных наблюдений и исследований Ф.Г. Углов пришел к выводу, что алко­голь и табак ведут Россию к пропасти. Доктор Углов выступал про­тив воспитания «культуры пития», он боролся за полный отказ от алкоголя и курения - за трезвый образ жизни. Предлагаю обсудить этот вопрос: какой путь кажется вам более оптимальным для нашей страны - воспитание «культуры пития» или полная трезвость?
(Дети поднимают руки, высказываются.)
Примерные аргументы сторон:

Абсолютная трезвость «Культурное» питие
Авторы теории: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоев­ский, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов Авторы теории неизвестны
Алкоголь - это наркотик, сильнодействую­щий яд Алкоголь - это пищевой продукт
«Культурное» питие - самый страшный враг. Все, кто употребляет алкоголь, или стано­вятся алкоголиками, или сокращают свою жизнь на 15-20 лет Вокруг много людей, кото­рые всю жизнь употребля­ют спиртное и доживают до преклонных лет
В России потребление алкоголя было все­гда очень низким, традиционными напит­ками были квас, брага, мед Бутылка вина - просто ат­рибут общения, это в тради­ции русского народа
Даже малые дозы алкоголя сохраняются в организме в течение 20 дней, особенно страдают высшие сферы психики. Человек продолжает работать только за счет под­корки, нижних слоев, где зафиксированы автоматические действия Небольшие дозы алкоголя стимулируют творческий процесс, снимают стресс
В организме русских почти не вырабаты­вается специальный фермент для расще­пления алкоголя. Зато у народов, тради­ционно употребляющих виноград, этот фермент вырабатывается в достаточном количестве, что и препятствует алкоголь­ному отравлению Французы, молдаване, грузины, итальянцы тоже употребляют алкогольные напитки, но не становятся алкоголиками, потому что они умеют культурно пить
Мозг человека не имеет биологической защиты от алкоголя: насытившись, человек не будет есть еще. А пьяный может и на но­гах не стоять, но тянуться к рюмке... Культурный человек знает свою меру и всегда может остановиться - к этому и призывают сторонники «культурного» пития
Культура и винопитие - несовместимые вещи, это все равно, что культура и убийст­во или самоубийство, культурное издева­тельство над человеком... Вино - это великое изобре­тение человечества. Нужно просто уметь им пользо­ваться
Классный руководитель. Наша дискуссия подошла к концу, сторонникам абсолютной трезвости было трудно отстаи­вать свою точку зрения - ведь выпивка уже так прочно вошла в нашу жизнь, и уже даже 13-летние не могут обходиться без бутылки пива. Может быть, дополнительным аргументом в за­щиту полной трезвости станет вот эта информация из газеты (Батенева Т. Пить по-русски: 34 литра водки в год // Известия. 11.04.2007).
(читает):

...Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) установила, что 8 л чистого спирта на душу населения - это предельный рубеж алкоголизации страны. За ним начинаются тяжелые и подчас необратимые последствия - болезни, инвалидизация, рождение ущербных детей, потери в экономике, культуре, социальной сфере.
Можно сказать, что Россия этот рубеж уже перешла. И мы наблюдаем результаты.
В стране миллионы зарегистрированных алкоголиков.
Ширится детский алкоголизм (алкоголиками становятся уже б-летние!).
В последнее десятилетие XX в. с алкоголем были связаны:
  • 72% убийств;
  • 42% самоубийств;
  • 52,6% смертей от травм, аварий и других внешних причин;
  • 67,6% смертей от цирроза печени;
  • 23% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний.
От алкоголя умирает 500-750 тысяч человек в год.
Алкоголь - это и аварии, и порча оборудования, и психозы, и отравле­ния суррогатами, это болезни, инвалидности, безнадзорные дети и множе­ство других страшных явлений.
VII. Заключительная беседа

Классный руководитель. Здоровье - привилегия муд­рости. Чтобы сохранить здоровье, нужно проявить мудрость. Как это сделать?
Примерные ответы:

  • Найти высшую цель, обрести смысл жизни.
  • Отказаться от излишеств.
  • Познать себя, делать то, что тебе полезно. Избегать того, что может навредить.
  • Соблюдать меру во всем.
  • Сначала подумать, а потом сделать, а не наоборот.
Классный руководитель. Философы говорят, что ум да­ется человеку от природы, разум дается обучением, мудрость при­обретается самосознанием и самовоспитанием. Вот и получается, что здоровье - это непрестанная работа над собой, воспитание себя. И опыт Ф.Г. Углова это наглядно подтверждает.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что в сегодняшнем разговоре показалось вам интересным и полезным? С чем вы не согласны?
Дополнительный материал

Книги Ф.Г. Углова

«Живем ли мы свой век», «Как уберечь здоровье человека», «Образ жиз­ни и здоровье», «Ломехузы», «Самоубийцы», «Правда и ложь о разрешенных наркотиках», «Человеку мало века».
О мудрости*

...Мудрость - это умение возвыситься над своими текущими, сию­минутными интересами ради интересов более дальних, в перспективе - простирающихся за пределы индивидуальной жизни. Мудрый не про­меняет радости дня на удовольствие минуты, не променяет счастья жизни на радости дня, не променяет вечного блага на счастье жизни. Мудрость - это умение воздавать каждой вещи по ее мере, отделяя меру минуты от меры дня, меру пути от меры дома и меру любви от меры дружбы. Мудрый старается быть соразмерным тем условиям, в которых застал себя на земле, воспринимая жизнь как дар и как аксиому, из ко­торой следует исходить и с которой бессмысленно спорить. В поисках наибольшего блага для себя и для других он не упускает случая изме­нить то, что поддается изменению, но и не борется с тем, что считает необоримым.
Если пассивное качество воли именуется терпением, а активное - мужеством, то мудрость - это именно способность различать сферы применения этих качеств, отличать обстоятельства, которые нужно пре­терпевать, от обстоятельств, которые нужно переделывать. Выражение мудрости можно найти в следующем известном изречении: «Господи, дай мне благодать принять безмятежно вещи, которые нельзя изменить; мужество - чтобы изменить вещи, подлежащие изменению; и мудрость - отличить одно от другого». Иными словами, мудрость как бы посредствует между добродетелями терпения и мужества, разграничивая области их действия: принимать то, чего я не могу изменить, и изменять то, чего я не могу принять.
Мудрость, ум и суемудрие

Мудрость сходна с умом - у них имеется общая противоположность: глупость. Глупость - это непонимание меры, несоблюдение границ между вещами, подмена одного другим, действие в одном мире по законам другого. Фольклорный глупец плачет на свадьбе и танцует на похоронах. Но мудрость следует отличать от ума. Мудрый человек, как правило,
[1] Из кн: Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: Новое ли­тературное обозрение, 2004.
умен, но умный - не обязательно мудр. Мудрость - это такой ум, который понимает свои собственные границы и сознательно может заменять дей­ствие ума действием сердца или действием тела. Прикоснуться к плечу страдающего мудрее, чем произнести назидание, вроде тех, что про­износят друзья Иова. Мудрость умнее самого ума, она понимает место ума в мире, его ограниченность желанием, волением, бессмыслицей. Мудрость может взвешивать ум и не-ум и отдавать предпочтение тому или иному. То, что может выглядеть безумием для ума, то может быть оправдано мудростью.
Ум дается человеку от природы, разум дается обучением, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием.
Категория: КЛАССНЫЙ ЧАС | Добавил: Admin (20.06.2012)
Просмотров: 5761 | Рейтинг: 0.0/0
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.