Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Вторник, 06.12.2016, 13:14
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе

П. П. БАЖОВ. «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА»
17.04.2012, 09:01
  П. П. БАЖОВ.  «МЕДНОЙ  ГОРЫ  ХОЗЯЙКА»
Урокам по изучению сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» можно было бы дать название «Долговекий мастер». Бажов действительно мастер на долгие века. Уместен был бы на первом уроке и эпиграф к теме — слова самого Бажова: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне труда нет и человека». Этот эпиграф мог бы послужить материалом для вопроса, на который надо ответить в процессе изучения темы:

— Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»? Каким бывает труд, в который вложена душа человека? Ответом на этот вопрос должен служить и рассказ о жизни и творчестве самого писателя.

Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги «Малахитовая шкатулка».

Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко». Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!»

«Побывальщина» — это «сказ без тайности», т. е. без элементов фантастики. «Сказ» — это как бы устный монолог-повествование, передача чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки.

Но в то же время Бажов называл себя и сказочником. Удачно выражал он свое понимание сказа народными словами: «Было — не было, а былым пахнет». У сказа ярко выделяется такая речевая особенность, как непосредственное обращение рассказчика к слушателям со своим пронизанным живой разговорной интонацией словом. При чтении сказа в классе следует подчеркнуть эту разговорную интонацию обращенного именно к слушателям произведения.

В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные источники.

В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается.

Сказ «Медной горы Хозяйка» впервые был опубликован в 1936 г. Он положил начало целой группе сказов о Малахитнице, которые можно рекомендовать ребятам для внеклассного чтения («Приказчиковы подошвы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Таюткино зеркальце» и др.).

В сказах подчеркивается, что никаким богатством нельзя купить любовь, а завоевать ее можно только великим мастерством, которое рождает красоту, равную природе. Природа же участвует во всех человеческих делах. И язык бажовских сказов тоже как бы часть природы. Бажов уважал «своеглазное знание», его сказы передавали то, что он сам видел на Урале.

Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы. Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть зерно таланта, и сила ее велика. «Сама» — с уважением называет ее дед Слышко. Это сказочной красоты женщина, очень подвижная, «на месте не посидит», «артуть девка». Ей присущи лучшие человеческие чувства, и она может проникнуть в мысли и чувства других людей.

Она презирает трусливых и жадных, снисходительна к людям, близким ей, любит и помудровать над иным человеком, пошутить, хохочет заливисто. Она одаряет нагрубившую ей девушку, а когда Катя попросила простить ее, горько и грустно Хозяйка отвечает: «Ладно, что каменной сделается!» Но Хозяйка горы не каменная. Она женщина и умеет ценить душевное тепло (по В. Крупину, М. Батину, Л. Скорино и др.).

Перед первым уроком по теме следует дать опережающие вопросы и задания всему классу (прочитать всем сказ «Медной горы Хозяйка») и отдельным учащимся (подготовить сообщения о жизни и творчестве Бажова, выразительное чтение в лицах сцены встречи Степана с Хозяйкой Медной горы на Красногорском руднике, выразительное чтение портрета Хозяйки и др.).

Основой беседы на уроке могут быть следующие вопросы и задания:

— Как Степан объясняет, что он не боится Хозяйки? Какое испытание своего бесстрашия он получил от Хозяйки? Почему он решился на дерзкие слова приказчику? Чем закончилась эта история?

— Хозяйка сказала, что поведение Степана можно «чести приписать». За что она его хвалит? Почему она называет его Степаном Петровичем? Почему она не обиделась, когда Степан отказался стать ее женихом?

— Прощаясь, Хозяйка запрещает Степану говорить о ней, даже вспоминать, а у самой слезы. Как вы это объясняете?

— Опишите сцену расставания Хозяйки со Степаном. Какие детали говорят о том, что она взволнована? Как она относится к Степану?

— Почему Хозяйка не позволила барскому наушнику Ваньке Соченю упоминать имя Степана?

— Через кого и как породнилась Хозяйка Медной горы с людьми?

— Согласны ли вы с тем, что в Хозяйке соединились лучшие качества людей физически здоровых, внешне красивых, духовно прекрасных? Подтвердите свою мысль примерами из текста сказа.

— Какое значение имеет в сказе то, что Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается»?

— Почему не только Хозяйка, но и Степан стали невеселы? Что огорчило Степана, хотя он и стал вольным? Куда он ходил на охоту и почему не приносил добычу? Опишите сцену его смерти.

— Почему автор кончает сказ словами о том, что если встретится худой человек с Хозяйкой, то будет ему горе, да и доброму радости мало?

— В каком сказе Бажова говорится о дальнейшей жизни семьи Степана, о его вдове Настасье и дочери Тане? Подготовьте рассказ о судьбе Тани по сказу «Малахитовая шкатулка».

— Какие кино- и телефильмы, созданные по сказам Бажова, вы видели? Чьи иллюстрации к сказам из «Малахитовой шкатулки» вы знаете?

Категория: УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе | Добавил: Admin
Просмотров: 16152 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/11
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.