Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Пятница, 09.12.2016, 01:09
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » Тренинг - тесты к ЕГЭ по русскому языку

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
26.09.2013, 14:59

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Запятая ставится, если предложения тесно связаны между собой по смыслу и обозначают одновременно или последовательно происходящие события. Например: Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина (Пушкин); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели...(Некрасов).
Точка с запятой ставится в том случае, если предложения менее связаны по смыслу и при этом внутри их есть запятые. Например: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от него без конца тянулась через неподвижные поля(Тургенев).
Двоеточие ставится в следующих случаях:
— второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить союз потому что). Например: Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Чехов);
— второе предложение раскрывает содержание первого (можно вставить слова а именно). Например: Погода была ужасная: весь день дождь лил как из ведра;
— второе предложение дополняет первое (можно вставить союз что). Например: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин). В подобных случаях в первой части предложения могут быть пропущены глаголы типа увидеть, услышать, почувствовать. Например: Он взглянул на небо: солнце спряталось за небольшое облако.
Тире ставится в следующих случаях:
— при быстрой смене событий или неожиданном результате действия. Например: Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов); Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Грибоедов);
— при противопоставлении (можно вставить союз а). Например: Смелые побеждают — трусливые погибают;
— в первом предложении указывается время или условие действия (перед первым предложением можно вставить союзы когда, если). Например: Лес рубят — щепки летят; Волков бояться — в лес не ходить;
— при сравнении (можно вставить союзы точно, будто). Например: Имя твое — птица в руке(Цветаева);
— во втором предложении содержится результат или вывод (можно вставить слово поэтому). Например: Кончил дело — гуляй смело.

Упр. 1. Рассмотрите следующие бессоюзные сложные предложения. Определите количество предикативных частей, выделите смысловые части и обоснуйте постановку знаков препинания.

1. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день... (Пушкин). 2. День выдался на редкость хороший: было тихо, светло и в меру холодно (Арсеньев). 3. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка (Чехов). 4. Выйдет солнце из облака — чувствуешь на лице горячую ласку света (Бунин).

Упр.2. Из самостоятельных предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП?

1. Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь. 2. Статьи и стихотворения были на одну тему. Их предметом был город. 3. Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день. Путешествия всегда сулили неожиданности. 4. Вода блестела, как черное стекло. На песочном дне были видны дорожки, проложенные улитками. 5. Все время слышался шум воды. Это рядом с дорогой текла быстрая горная река.

Упр. 3. Составьте бессоюзные сложные предложения по следующим схемам.

(потому что)
1. [ ] : [ ].
(а именно)
2. [ ] : [ ].
(и увидел, что)
3. [ ] : [ ].
(поэтому)
4. [ ] — [ ].
(Если)
5. [ ] — [ ].
6. [ ] ; [ ].

Упр. 4. Поменяйте местами части бессоюзных сложных предложений и запишите их, расставляя знаки препинания.

1. Время сеять овес: распустилась береза. 2. Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озерами шел небольшой дождь. 3. Кто-то зажег спичку — мелькнул огонек. 4. Ноги вязли по щиколотку — идти было трудно. 5. Напрямик не пробиться: впереди непроходимое болото.

Упр. 5. Спишите бессоюзные сложные предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний (Пушкин). 2. Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром (Шолохов). 3. После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман (Арсеньев). 4. Юноша бледный со взором горящим ныне даю я тебе три завета. Первый прими не живи настоящим только грядущее область поэта (Брюсов). 5. Я был скромен меня обвиняли в лукавстве я стал скрытен. Я говорил правду мне не верили я начал обманывать (Лермонтов). 6. Тут и там рассеянно касались земли и воды лучи солнца упадет луч на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом темно-синее море горит изменчивыми красками отражая щедрый свет (Горький).

Тестовые задания

1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?
а) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
б) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
в) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
г) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?
а) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
б) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
в) Ширь даль зелень.
г) Не хватит света факел сердца выну.

3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?
а) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
б) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
в) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
г) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

4. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Идти было трудно: солнце палило нещадно.
а) Вторая часть дополняет содержание первой.
б) Вторая часть поясняет первую.
в) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
г) Вторая часть противопоставляется первой.

5. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.
Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!
а) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
б) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
в) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
г) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.

6. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?
Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня он даже не вздрагивал.
а) тире
б) двоеточие
в) точка с запятой
г) запятая

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Влага под землю весной просочится — выше поднимется в поле пшеница.
б) Вы улыбнетесь — мне отрада. Вы отвернетесь — мне тоска.
в) Алексей был доволен — танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
г) Не хочешь отвечать — я скажу.

8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
б) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
в) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
г) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.

9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
б) На дворе палил зной: в доме было прохладно.
в) Я знаю: вы не осудите меня.
г) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.


Категория: Тренинг - тесты к ЕГЭ по русскому языку | Добавил: Web-master
Просмотров: 2705 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.