Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Четверг, 22.06.2017, 21:27
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » Тренинг - тесты к ЕГЭ по русскому языку

Сочинение-рассуждение по теме "Зачем нужна орфография?"
25.09.2013, 16:28

Сочинение-рассуждение по теме "Зачем нужна орфография?"

Текст для чтения

1) Отправляя письма в большой южный город Ростов, на конверте обязательно пишут: «Ростов-на-Дону», смутно догадываясь, что есть ещё где-то какой-то Ростов.
2) И не всем известно, что огромный южный Ростов – дитя в сравнении с незаметным, маленьким Ростовом северным.
3) Ростову на севере было двести лет, когда в устье Дона рубили первую избу.
4) Москва была деревенькой, когда Ростов называли не иначе как Ростовом Великим.
5) Город имел в своё время такую же славу, как Киев и Новгород.
6) Первый раз Ростов летописцами упомянут в 862 году – тысяча сто двадцать три года назад.
7) Представим эту глыбищу времени и, попытавшись, отмеряем тысячу с лишним лет не назад, а вперёд.
8) Каждый год теперь рождаются новые города.
9) Вообразим: нынешняя Дубна, Комсомольск-на-Амуре, Ангарск простояли тысячу сто с лишним лет.
10) На Земле 3090 год…
11) Какой фантаст решится предсказать, что будет и чего не будет на Земле в то далёкое время?
12) Вот что такое тысяча лет.
13) Ростов преодолел эту толщу времени.
14) И мы с любопытством и восхищением разглядываем его как некий корабль, приплывший из страны с названием Древняя Русь.
15) Дорога из Москвы в Ростов такая же древняя, как её конечный пункт и как все маленькие городки, деревушки, монастыри и церкви, посаженные на ней, как драгоценный жемчуг на прочной нитке.
16) Как хороша ты (тут уж не задремлешь), старинная дорога в Ростов!
17) Маячат перелески в красках вечернего облака; ещё одна колоколенка скрылась за поворотом.

(По В.Пескову)

-2-

Итак, существует десять знаков препинания: точка, запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, многоточие, скобки, кавычки, восклицательный и вопросительный знаки.

К знакам препинания в научной литературе относят и абзац. Попробуйте объяснить, почему. (Абзац делит текст на смысловые отрезки).

Далее учитель сообщает о структурно-грамматической дифференциации  знаков препинания. Их можно разделить на две группы:

1) знаки разделительные (точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие); они служат для разделения частей текста: одного предложения от следующего за ним или группы предложений; состава подлежащего от состава сказуемого, одной группы однородных членов от другой и т.д., их графическая особенность – они одиночные, непарные;

2) знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки); они служат для обозначения границ элементов предложения, которые дополняют, раскрывают, поясняют содержание предложения в целом или его частей; выражают отношение к высказыванию.

- В чём особенность выделяющих знаков препинания? (Они парные).

- Найдите в тексте и приведите примеры разделительных и выделяющих знаков препинания. Работа учащихся.

Принято выделять смысловую, интонационную и синтаксическую функции

Смысловая и интонационная функции   не всегда совпадают. Прочитаем предложение 7 текста. При чтении соединительный союз и читается вместе  с деепричастным оборотом, хотя синтаксически он связывает однородные сказуемые.

На втором этапе обучения сочинению-рассуждению на лингвистическую тему  эффективен приём групповой работы. Класс разбивается на небольшие группы (2-3 человека), и каждая отвечает за определённый пунктуационный знак. Ребята, обратившись к отрывку из художественного произведения (например, сцена дуэли из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»), должны указать функции своего знака препинания. Далее девятиклассники представляют результаты своей работы.

 

-3-

На третьем этапе работы учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужна пунктуация?». Необходимо найти и привести 2 примера из текста для чтения, иллюстрирующих разные функции знаков препинания (не менее 50 слов). Приведём в качестве примера одну из работ учащихся.

 

Образец сочинения-рассуждения

 

Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки  относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего  текста.

В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4),  однородных членов предложения (9) и др..

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

(180 слов)

 

2. Чтение текста.

М. Пришвин «Дедушкин валенок»// Русский язык в школе. – 2008, №4 – с.6. Определение темы, формулировка тезиса.

 

Сочинение учащегося 9 класса

Зачем нужна орфография?

Знание языка – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Поэтому я полностью согласен с мнением Ильи.

Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но ведь существуют простые принципы русской орфографии, усвоив которые Вы не будете испытывать затруднений. В тексте «Дедушкин валенок» М.Пришвина написания слов «хорошо», «проходил» основаны на морфологическом принципе, а, например, «фельдшер» и «пушинка» - пишутся в соответствии с традиционным.

Словом, нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать, в первую очередь, самого себя.


Категория: Тренинг - тесты к ЕГЭ по русскому языку | Добавил: Web-master
Просмотров: 4598 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.