Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Четверг, 18.04.2024, 20:47
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » Тренинг - тесты к ЕГЭ по русскому языку

Комплексный анализ текста. Подготовка к ГИА по русскому языку
26.09.2013, 14:52

Комплексный анализ текста. Подготовка к ГИА по русскому языку

Современный мир – это мир текстов. Они стали основным объектом не только лингвистики, но и информатики, логики, речеведения, теории коммуникации, психологии, мифологии и других наук.  
Как и большинство лингвистических понятий, понятие «текст» не имеет однозначного определения.20 -30 лет назад это понятие принималось без определений или интерпретировалось с помощью примеров. Лингвистические словари до последнего времени определяют «текст» как речевое произведение (или его часть), закреплённое в письменной форме.
С развитием лингвистики текста понятие « текст» всё более уточняется. Можно выделить следующие подходы исследования текстов:
структурный или лингвистический
коммуникативный
информационный
семиотический
лингвокультурологический
При лингвистическом подходе «текст» - это два или несколько предложений, находящихся друг с другом в смысловой связи». При коммуникативном –это объединение языковых средств , используемых в речи, которое обеспечивается их следованием друг за другом и их отношением к суммарному смыслу. При информационном подходе- это упорядоченная комбинаторика наделённых информацией элементов по правилам синтаксиса и грамматики, которые обладают способностью присоединяться друг к другу и образовывать значимые множественные связи. При семиотическом подходе - «всякая знаковая структура , передающая определённое целостное значение». Лингвокультурологический подход к понятию «текст» имеет целью освещение особенностей менталитета народа, говорящего на конкретном языке, и находящего отражение в разных типах текстов.
Знание законов организации текстов, умение выделить в них «главное» и «второстепенное» помогает учащемуся в процессе обучения правильно и быстро постичь содержание текстов, а педагогу – принципиально по –новому организовать обучение.
Литературный текст –это многоуровневый объект филологических исследований:
уровень «Текст – реальность»
уровень «Текст –язык»
уровень «Автор-текст»
уровень «Читатель-текст»

При подготовке к ГИА, ЕГЭ мы часто сталкиваемся с художественным текстом. Текст – феномен объёмный, в нём можно проследить и дух эпохи, и эманацию личности автора. « Прочтение »художественного текста- весьма специфический процесс. Лингвист Г.Р.Яусс называл читательское восприятие текста не интерпретацией, а конкретизацией, потому что оно не полное, а «частичное». Сколько читателей, столько частичных конкретизаций текста.
По словам Ю.М.Лотмана, художественный текст – это «коды»,используемые авторами, чтобы «закодировать»информацию, передаваемую текстом. Авторы умело манипулируют кодами, а читатели легко справляются с этой сложной системой, ничего не подозревая о её существовании. Поневоле вспомнишь мольеровского персонажа «мещанина во дворянстве» Журдена, с удивлением узнавшего, что, оказывается, он всю жизнь говорил прозой, сам того не подозревая.
«Живя среди текстов, мы просто вынуждены постоянно их анализировать». Как анализировать текст? Каждый учитель ищет свой ответ на этот вопрос , придерживаясь примерных схем комплексного анализа текста.
Примерная схема филологического изучения прозаического текста
I.Общая характеристика
1.Сведения об авторе текста.
2.Отражение личностных особенностей автора в тексте.
3.Эпоха, в которую создавалось произведение ( культурно – исторический аспект).
4. Литературное направление, в русле которого создавался текст. Отражение в тексте того или иного художественного метода.
II. Лингвистический анализ
1.Лингвистический комментарий, т.е. объяснение непонятных слов, выражений.
2.Лингвистическое толкование
а)стилевая отнесённость текста (текст на выявление художественного стиля);
б) строфика текста (прозаические строфы, основанные на синтаксическом параллелизме, на цепной связи между предложениями)
- способы связи между строфами
-стилистическое использование прозаической строфы
в) стилистика текста:
-лексика(стилистические функции многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, историзмов, архаизмов, неологизмов, терминов, канцеляризмов, жаргонизмов, экспрессивно окрашенной лексики и фразеологизмов)
-стилистическое использование возможностей словообразования
- стилистическое использование различных частей речи
-стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные слова и вставные конструкции, типы сложных предложений, прямая речь, цитаты)
- изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)
-фоника
III .Идейный и лингвопоэтический анализ
1.Тема произведения (тематика)
2.Проблема (проблематика)
3.Идея (идейное содержание)
4.Тип авторской эмоциональности (пафос): героическое, идиллическое, сентиментальное, романтическое, трагическое, комическое
5.Родовая и жанровая специфика.
6.Время и пространство произведения.
7.Сюжет как система событий, составляющая содержание действия литературного произведения. Конфликт.
8.Композиция. Характер построения, расположения, организация элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж как элемент композиции. Виды интерьера.
9. Образная система произведения. Персонажи. Автор и герой. Портрет. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: внутренние монологи, поступки, высказывания, диалоги, переписка и т. д. Образ повествователя.
Существует 3 уровня аналитической деятельности при анализе художественного текста: лингвистическое комментирование, лингвистическое и лингвопоэтическое толкование.
Лингвистическое толкование текста неотрывно от изучения морфологии словесного искусства. Оно смыкается со стилистикой, психологией творчества, психологией восприятия, с изучением специфических языковых средств, которые оформляют текст как единицу эстетической коммуникации.
Функция коммуникативная и функция эстетического воздействия (изобразительно-выразительная) в художественном тексте теснейшим обра-зом связаны .Эстетическое воздействие текста осуществляется посредством коммуникации общения автора и читателя.
Применительно к художественному тексту вполне правомерно говорить об эстетической коммуникации. Особый интерес представляют принципы эстетики языка, механизмы текстообразования, оказывающие эстетическое воздействие на реципиента.
Лингвопоэтическое толкование – сложный комплексный анализ, при котором учитывается композиция, система образов, вся образная система в целом.
Этот вид анализа направлен на эстетическую сторону языка, он имеет огромное значение, т. к. школьники учатся оценивать выразительную сторону родной речи.
В процессе лингвопоэтического толкования мы убеждаемся в том, что текст – единство формы и содержания, что такие понятия, как тема, проблема, идея воплощаются в конкретном языковом материале ,т.е. реализуются в речевой форме.
Текст имеет стилистические особенности. Основная специфическая стилевая черта художественной речи - художественно –образная конкретизация.
Составляющие общей стилевой характеристики текста:
1.Образ повествователя
2.Индивидуальность слога;
3.Многоголосие (полифонизм), т. е. сочетание в одном произведении нескольких голосов –речи автора и персонажей. Именно многоголосие отличает художественное произведение от других функциональных стилей – научного, официально –делового, публицистического.
4.Метафоричность, использование синонимии, полисемии.
При подготовке к ГИА я использовала методическое пособие под редакцией Н.А.Сениной «Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации», «Русский язык .9 класс. Итоговая аттестация 2010» под редакцией Л.И.Мальцевой, П.И.Нелина, Т.М. Бандоля», типовые тестовые задания (10 вариантов) под редакцией Г.Т. Егораевой .Подборка текстов очень удачная: многообразие тем, актуальность проблем.
Сначала учащимся была объяснена структура экзамена, количество времени, отведённое на все виды работ. Ребятам были предложены памятки по сжатию текста, образцы сочинений С2.1 и С2.2.Когда ученик чётко понимает задачу, он её успешно решает.
Как проводилась работа с текстом (Часть2) ?
Проанализируем текст А.Приставкина «Фотографии» после написания сжатого изложения, в котором говорится о сострадании как о великой человеческой способности и потребности, благе и долге.
Очень важно, как учитель поработает вместе с учащимися над первым текстом. Если этот опыт будет удачным, ребята смогут впоследствии самостоятельно анализировать текст, с каждым разом делая это успешнее и не теряя при этом интереса к работе.
Во вступительном кратком слове учитель рассказывает об авторе, о пережитых им событиях в годы Великой Отечественной войны, о месте произведения в контексте его творчества. Далее учащиеся самостоятельно прочитывают текст про себя, а затем начинается коллективная работа.
Анализируя задания А1-А7 (с выбором ответа), учащиеся находят основную мысль текста, определяют тему, понимают смысл названия рассказа, учатся находить главную проблему, средства речевой выразительности, отражающие идею произведения.
А1
- Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком?
- Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделал всё, чтобы сестрёнка не утратила связь с окружающими и веру в них.
А2
_ Почему рассказчик выбросил фотографию тёти?
-Он не смог простить ей предательства по отношению к нему и его маленькой сестрёнке.
А3
-Почему рассказ назван «Фотографии»?
-Фотографии- это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.
Стилистический анализ
А4 (наблюдения над лексикой)
- Укажите, в каком значении употребляется словосочетание «маленький листок» (предложение 30) ? Дети безошибочно находят ответ –похоронка.
А5 (наблюдения над строфикой). Найти 2 предложения ,противоположные по смыслу, благодаря которым ребята понимают главную проблему.
Ребята готовились в Москву. Мы с сестрёнкой никуда не собирались.
Лингвопоэтический анализ
Образная система произведения. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: диалоги, образ повествователя.
Весь текст построен на диалогах. Почему? Ответ в задании А6.
- Выберите номера предложений , которые передают душевную драму мальчика, пережившего трагедию утраты родителей (31,32,33).
Лингвистический комментарий
А7-Найдите изобразительно-выразительные средства в предложении 30:
В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок.
Эпитет пышным (инеем) заостряет внимание читателя на душевной боли героя. Меткое слово автора оказывает эмоциональное воздействие на читателя.
Задания из категории В
В1- стилистическая лексика
Замените слово коченело из предложения 32 стилистически нейтральным . Учащиеся успешно заменяют словами леденело, замерзало, застывало.
В2, В3- стилистическое использование возможностей словообразования (найти в предложении 20 слово с приставкой при- со значением присоединения, близости к чему – либо) – прижавшись
Стилистический синтаксис
В5 – Выпишите из приведённых ниже предложений цифру, обозначающую запятую при обособленном уточняющем члене -(2)
И вдруг нам сказали,(1) что детей возвращают в Москву, (2) к родителям.
В6- номер варианта сложноподчинённого предложения-3 (31 предложение)
В8 – словосочетание со связью согласование- моя сестричка и т. д.
После такой кропотливой работы учащиеся приступают к заданиям С2.1 и С2.2, находя 2 аргумента из текста.
С2.1-Зачем нужны суффиксы с эмоционально –экспрессивной окраской? (Используется учебное пособие Л.И.Мальцевой. Русский язык.9 класс. Итоговая аттестация 2010,с. 307. Сочинение – рассуждение «Что может рассказать о слове его суффикс?»)
С2.2- Объясните, как вы понимаете роль диалогов в этом рассказе?


Категория: Тренинг - тесты к ЕГЭ по русскому языку | Добавил: Web-master
Просмотров: 4283 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.