1.
Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого
выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные
слова и словосочетания).
Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагаем им клише, которые помогут это сделать: …- вот тема, к которой обращается автор текста. Эта статья о … Автор обращается к актуальной теме – теме… Этот текст о…
2.
Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос,
над которым задумывается автор). Проблема предложенного текста может
быть сформулирована так: почему в общественном сознании укореняются
абсурдные интерпретации слов великих людей?
Клише, которые помогут сформулировать проблему: … ? Над этим вопросом задумывается автор текста. Автора интересует вопрос: … … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
3.
Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем
либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду
"вечных” (Что есть добро, а что - зло? Что такое любовь? Что можно
считать прекрасным? и т. д. ) Если автор текста задумывается над
"вечной” проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась
эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность
автора.
Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней. Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней.
4. Определяем
авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны
сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие
аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания
этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает
убедительности.
Сформулировать идею текста помогут такие клише: Автор подводит читателя к мысли о том, что… Идея текста такова: …- вот главная мысль текста. Решая проблему, автор приходит к такому выводу: Цель автора текста - убедить читателя в том…
Как начинать сочинение?
"Любовь…
О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и
неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема
интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”
В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.
Клише, которые помогут начать сочинение: Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )… Наверное,
каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…
Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )
Как заканчивать сочинение?
Сочинение-
рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской
позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех
аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному
и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем
корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать
"автор неправ”, лучше употребить выражение "с автором трудно
согласиться”. Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию: Нельзя не согласиться с автором в том, что… С автором можно поспорить: Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение
Сочинение пишется по определенному плану:
1. Введение 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к проблеме 4. Позиция автора 5. Ваша позиция 6. Литературный аргумент 7. Любой другой аргумент 8. Заключение
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей. Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome. При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.Сайт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.