Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ
1823, 31 марта (12 апреля) - родился в Москве.
1847,14 февраля - чтение пьесы «Семейная картина».
1849 - написана комедия «Свои люди - сочтемся!».
1853 - первое представление комедии «Не в свои сани не садись» на сцене Малого театра.
1856, февраль - дано согласие на постоянное сотрудничество в журнале «Современник».
1856, апрель - участие в литературной экспедиции по Волге.
1859 - драма «Гроза»; выход двухтомного издания сочинений А. Н.Островского.
1873 - весенняя сказка «Снегурочка».
1879 - драма «Бесприданница».
1882 - 35-летие литературной деятельности А. Н. Островского.
1886, 2 июня (14 июня) - кончина драматурга.
Очерк жизни и творчества
«Самый памятный... день». В одном из глухих
переулков Замоскворечья, в котором издавна обосновал ось купечество, 31
марта 1823 года в семье чиновника poдился Александр Николаевич
Островский, ставший впоследствии выдающимся русским драматургом.
Обстановка жизни обитателей Замоскворечья носила отпечаток старины и
представляла большой и интересный материал для наблюдения. Этот район за
осквой-рекой стал местом действия многих комедий Островского, а caмoгo
драматурга стали называть «Колумбом Замоскворечья».
По окончании гимназии Александр по совету отца поступил на
юридический факультет Mосковскoгo университета. Однако юридические науки
не стали eгo призванием, и он решил посвятить себя литературной
деятельности. Любовь к литературе и театру пробудилась у будущего
драматурга еще во время учебы в гимназии. Островский решил оставить
университет, но отец настоял на том, чтобы он определился канцеляристом в
Mocковский совестный суд, в котором «по совести» paссматРивались
уголовные и гражданские дела между родите лями и детьми. Служба в
совестном суде, а позднее в коммерческом дала возможность познакомиться с
большим количеством гражданских дел - о злостных банкротах
(несостоятельных должниках), об уловках с Kpeдиторами. С героями своих
будущих комедий Островский познакомился именно здесь. Хотя служба мало
интересовала будущего драматурга, но была полезна тем, что близко
знакомила eгo с бытом и нравами купечества, мещан, чиновничества.
14 февраля 1847 года А. Н. Островский закончил свою первую
одноактную комедию «Семейная картина» и в этот же день прочел ее в доме
профессора С. П. Шевырева в присутствии литераторов. Пьеса произвела на
слушателей большое впечатление. Шевырев поздравил присутствующих с
« новым светилом в отечественной литературе» . Вспоминая об этом дне,
Островский писал: «Самый памятный для меня день в моей жизни 14 февраля
1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без
сомнений и колебаний поверил в свое призвание» .
Пьеса была напечатана в марте этого же года в газете «Московский
городской листок», но к постановке была запрещена. Эту же участь имела и
последовавшая за ней пьеса драматурга «Свои люди - сочтемся!». Осенью
1849 года комедия была послана в драматическую цензуру. Цензор гедеонов,
раскрывая содержание, особо укaзал, что все действующие лица -
«отъявленные мерзавцы» , вся пьеса - «обида для pyccкoгo купечества».
«Пьесы жизни». В 1853 году впервые на сцене
Малоготеатра была поставлена комедия А. Н. Островского «Не в свои сани
не садись», за которой последовала и другая - «Бедность не порок». С
этого времени он стaновится драматургом Малого театра. Все свои силы
Островский отдает этому театру, своему делу, призванию не только
драматурга, но и теоретика сценического искусства.
Драматические произведения А. Н. Островского постепенно входят в
репертуар pyccкoгo театра. Каждый год он пишет одну, иногда две новые
пьесы. Реалистическое творчество драматурга возродило русскую сцену.
Во второй половине 50-x годов, в годы общественного подъема А. Н.
Островский становится сотрудником журнала «Современник ». Дружеские
отношения связывали eгo с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, Л. Н.
Толстым. Даже после раскола в «Современнике» и ухода из нeгo ряда
известных писателей А. Н. Островский остaeтся верен этому журналу. После
eгo запрещения в 1866 гoду драматург вместе с Н. А. Некрасовым и М. Е.
Салтыковым- Щедриным переходит в «Отечественные записки».
В 1859 году вышло двухтомное собрание сочинений А.
Н.Островского. В этом же году в журнале «Современник» появилась статья
Н. А. Добролюбова «Темное цapство». В ней был дан анализ всех пьес,
вошедших в это издание. В статье критик писал, что Островский обладает
глубоким пониманием русской жизни и «великим умением изображать резко и
живо самые существенные ее стороны ». Добролюбов теоретически осмыслил
закономерности открытого драматургом мира и назвал eгo «темным
царством», а eгo пьесы - «пьесами жизни».
Статья «Темное царство» не только раскрыла значение Островского
для русской литературы, но и оказала большое влияние на caмoгo
драматурга.
«Для тoгo чтобы быть народным писателем, - читаем мы в одной из
статейОстровского, - мало одной любви к родине... надобно еще хорошо
знать свой народ». Поэтому, когда ему предложили принять участие в
литературной экспедиции, организованной Морским минис..... терством, в
места, расположенные в верховьях Волги, Островский сразу же согласился. В
апреле 1856 года он выехал из Москвы и посетил Тверскую, Костромскую,
Ярославскую и часть Нижегородской губерний. Островский изучал быт и
нравы жителей при волжских городов с тщательностью исследователя.
Богатейшие материалы, собранные им, дали новые темы для eгo будущих
драм, комедий, исторических хроник.
Во время экспедиции Островский занимался изучением памятников
старины, записывал народные песни и рассказы. Именно тогда у драматурга
возникли замыслы пьес на исторические темы: «Дмитрий Самозванец и
Baсилий Шуйский», «Козьма 3ахарьич Минин-Сухорук». Воспроизводя далекое
прошлое, Островский поднимал важную для России проблему власти и народа.
Во время литературной экспедиции была начала работа над дpaмой «Гроза»
(закончена в 1859 году), возник замысел Beсенней сказки «Снегурочка»,
которая была написана в 1873 году.
Определяя типы драматических произведений, без которых не может
существовать репертуар, Островский помимо драм и комедий, рисующих
современную pycскую жизнь, исторических хроник, считал необходимым
создать и пьесу-сказку, сопровождающуюся музыкой, народными песнями, на
сцене она должна предстать как красочное народное зрелище. Именно такой
пьесой явилась весенняя сказка «Снегурочка», в которой «поэтическая
фантастика и живописная обстановка сочетаются с г лубоким
лирико-философским содержанием» (Л. Лотман).
«Снегурочка» занимает особое место в творчестве Островского и во
всей русской драматургии. Писатель глубоко изучал народное творчество,
из истоков котopoгo возникла весенняя сказка. Она сохранила прелесть
нaродной фантазии и в то же время обогатилась поэтическим дарованием
Островского, eгo великолепным pycским языком.
О впечатлении, произведенном чтением «Снегурочки», писал
драматургу редактор журнала «Вестник Eвропы» М. М. Стасюлевич: «...Вы
превосходно изучили наш сказочный мир и воспроизвели eгo так искусно,
что видишь и слышишь какой-то реальный мир».
Тайной леса, благоуханием весенних цветов, широтой и силой то
веселых, то задумчивых русских песен овеяна эта чудесная сказка. Недаром
привлекла она к ceбе внимание таких композиторов, как П. И. Чайковский и
Н. А. Римский-Корсаков, который, по eгo словам, был « влюблен в сказку
Островского» И создал оперу по либретто, одобренному самим драматургом.
«Бесприданница».В произведениях, написанных в
70-80-e годы XIX века, Островский отражает новые явления, произошедшие в
жизни пореформенной России. Он один из первых русских писателей создает
образы буржуазных дельцов, в жизни и поступках которых peшающую роль
играет денежный капитал, гepoeв, обладающих волчьей хваткой. Таковы
Беркутов («Волки и овцы»), Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»).
По-прежнему в произведениях Островского звучит Teма горячего
сердца. Он создает яркие женские образы: Дуня («Бедная Heвeстa»), Надя
(«Воспитанница»), Kaтeрина («Гроза»), Параша («Горячее сердце»),
Снегурочка («Снегурочка») и Лариса («Бесприданница»).
Я постараюсь отделать драму самым тщательным образом, потому что
это будет сороковое мое произведение», - писал А. Н. Островский своему
другу актеру Бурдину о пьесе «Бесприданница», которую многие
совpeменники признали лучшим произведением драматурга.
Обесценивание личности, превращение человека в предмет
купли-продажи, в «вещь» такова основная мысль драмы «Бесприданница»,
обладающей глубоким социально-философским содержанием. «Вещь... да,
вещь! » говорит Лариса в последнем действии драмы, подводя итог своей
жизни. - Они правы, я вещь, а не человек» .
Афиша дает возможность автору высказать свое отношение к
действующим лицам драмы, что проявляется в «значимых» фамилиях и именах.
«Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени,
пожилой человек, с громадным состоянием». Слово КНУР по словарю В. И.
Даля означает боров, кабан, хряк, который держится вдали от стада. Такая
характеристика, скрытая в фамилии, подтверждается уже в первом
действии.
«Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из cyдoхозяев...» В
лексике охотников паратый - это хищный, ловкий зверь. Островский
подчеркивает, что за блестящей внешностью «идеала мужчины», как
xapaктеризует eгo Лариса, скрывается черствый, бездушный человек. «Что
такое «жаль», этого я не знаю, - говорит он Кнурову и Вожеватову. У
меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все
продам, что угодно».
Действие происходит « в настоящее время в большом городе
Бряхимове на Волге». В «настоящее время» -значит, в 70-e годы XIX века.
Конец 70-x - 80-e годы XIX века - время бурного роста российской
буржуазии. Потомки бывших купцов стали крупными дельцами, большей частью
получили хорошее образование, владели иностранными языками. Они давно
уже не занимаются мелкой торговлей, их кaпиталы вложены в заводы,
мануфактуры, пароходные компании, они члены различных акционерных
обществ. Кнуров ничем внешне не напоминает купцов из ранних пьес
Островского. На сцене он появляется с французской газетой, собирается
ехать в Париж на промышленную выставку. Что делать в Бряхимове такому
дельцу, как Кнуров? Этот «идол», как называет eгo буфетчик Гаврила, чаще
«молчит», а «разговаривать ездит в Москву, Петербург да за границу» .
Во вступительной ремарке автор дает описание места действия:
«городской бульвар на высоком берегу Волги; с площадкой перед
кофейной... низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу, на большое
пространство: леса, села и проч.». « Чугунная решетка» - важная для
aвтора деталь. город Бряхимов противопоставлен окружающему eгo
пространству (лес, села), на которое «через чугунную решетку» смотрят
бряхимовцы, приходя на бульвар. Сюда приходит и Лариса. Первые слова,
которые она произносит в пьесе: «Я сейчас все на Волгу смотрел как там
хорошо, на той стороне! - Но Ларисе так и не удается вырваться на «ту
сторону»: ей мешает «чугунная решетка».
В начале пьесы Островский создает атмосферу сонногo и
безмятежного спокойствия: знойный летний полдень, застывшая речная ширь,
тихая пустая кофейня. Однако за внешним спокойствием таятся сильные
стpacти, глубокие драмы.
Уже в первом действии возникает мотив тоски, который начинает
звучать в драме с появлением Ларисы. К главной героини имеет прямое
отношение и мотив купли-продажи, зарождающийся тоже в первом действии
(К н ур о в: «А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на
выставку». В о ж е в а т о в: «Всякому товару цена есть... Я хоть и
молод, а не зарвусь, лишнего не передам»). В последнем действии драмы
они будут разыгрывать Ларису в орлянку и даже не станут прикрывать свою
сделку маской порядочности. Лариса досталась Кнурову, на что Вожеватов
отвечает: «Я не в убытке, расходов меньше».
Так раскрывается Островским подлинная сущность лучших
представителей «чистой публики» Бряхимова, способных выгодно все продать
и все купить, для них нет «ничего невозможного», а люди, стоящие ниже
их по материальному положению, - лишь предмет их «забавы» или
купли-продажи.
Первое появление Ларисы на сцене сопровождается авторской
ремаркой: «...В глубине садится на скамейку у решетки и смотрит в
бинокль на Волгу». Величавые просторы Волги, зеленые дубравы 3аболотня -
это не толь-
ко чудесное обрамление драмы «Бесприданница», они часть души Ларисы, символ красоты, добра, которые ис-
кала
она в мире корысти и зла. Несколько раз на протяжени и двух первых
действий обращается она к Kapaндышеву с просьбой «увезти ее отсюда», ей
так хочется «отдохнуть душой», ее одолевают тяжелые предчувствия.
К. С. Станиславский считал очень важным начинать анализ пьесы с
определения крупных событий, поскольку событие является ключом к
постижению тайны aнaлиза пьесы. Событие - это то, что «все меняет,
вызывает новые чувства, новые мысли, заставляет по-иному всматриваться в
жизнь, меняет ее русло». События врываются в людские судьбы, как вихрь,
поворачивая ноpмальное течение жизни, внося беспокойство в человеческие
сердца. Таким первым событием в драме «Бесприданница» является приезд в
город Бряхимов Паратова. Eгo приезд будоражит затаенные чувства Ларисы,
а первый разговор с ним рождает надежды на возможное счастье, на
перемены в ее жизни, что предопределяет дальнейшие поступки героини.
Лариса верит каждому слову Паратова, а в eгo голове возникает замысел:
во вpeмя обеда, на который он приглашен Карандышевым, унизить,
уничтожить жениха в глазах Ларисы. И никто не думает о самой Ларисе. В
последнем действии она будет говорить с отчаянием и болью: «Никогда
никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кoгo я не видела
сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить
холодно».
Кульминация драмы - обед у Карандышева. Это центральное событие
пьесы. Поведение на нем всех действующих лиц является поворотным
моментом в судьбе Ларисы.
Главное дело драматурга, по словам caмoгo Островского, -
«показать, на основании каких психологических данных совершилось
какое-либо событие и почему именно так, а не иначе». Чем было вызвано
решение Ларисы покинуть дом cвoeгo жениха и уехать со званого обеда в ее
честь с Паратовым и всей компанией на пикник за Волгу?
Чувство стыда вызывает у Ларисы и ее матери этот нищенский обед в
доме жениха. «Что за обед, что за обед! А еще зовет Мокия Парменыча! -
восклицает Лариса. ...стыдно, стыдно, так бы убежала куда-нибудь».
Во время обеда реализуется заговор Паратова и Вожеватова в
отношении тщеславного, торжествующего Kaрандышев «.. . накатить eгo
хорошенько и посмотреть, что выйдет». Своими репликами, поведением
«знатные люди» города унижают Карандышева, издеваются над ним и
добиваются тoгo, что в глазах Ларисы он становится «ничтожеством»,
неспособным постоять за себя, отвeтить на оскорбления.
Ларисе, гордой и самолюбивой, невыносимо наблюдать сцену
глумления над человеком, который должен стать ее мужем. Позднее она
скажет: «Я мужа cвoeгo, ecли уж не любить, так хоть уважать должна; а
как я мoгy уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и
всевозможные оскорбления!».
У Кнурова, Вожеватова и Паратова возникает новый замысел -
уговорить Ларису поехать с ними за Волгу. В сцене, следующей за
исполнением романса Ларисой, Паратов со страстью в глазах говорит ей,
что презирает себя за быстрый отъезд, бегство, он уверяет, что
«благородные чувства еще шевелятся в нем», что для нeгo главное -
«слушать ее очаровательный голос и забывать весь мир».
Лариса побеждена, ей кажется, что рядом с «ничтожеством» - «идеал
мужчины», человек смелый, решительный, с чувством собственного
достоинства, благородный, готовый пасть к ее ногам ( «разве можно быть в
нем неуверенной»). Всей ситуацией в доме Карандышева Лариса уже
психологически подготовлена к бегству из дома жениха, а слова любимого
человека - «Сейчас или никогда» - утверждают ее решение. Это кульминация
драмы.
Последние явления раскрывают трагизм положения Карандышева,
вернувшегося в пустую комнату. Эта заключительная сцена унижения
человека обличает жестокость, духовную нищету «знатных людей». Города,
для которых втоптать человека в грязь, разбить eгo жизнь ничего не
значит - « так смешнее». Последний монолог сразу отрезвевшего
Карандышева звучит как обличение: «Да, это смешно... Н смешной
человек... Я смешон - ну, смейся надо мной, смейся в глаза!.. Но
разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и
растоптать eгo!.. Как мне жить!.
«Жестоко, бесчеловечно жестоко!. - с этими словами Карандышева
будут перекликаться в четвертом действии слова Ларисы, узнавшей от
Паратова, что он обручен: «Что же вы молчали? Безбожно, безбожно!».
Четвертое действие возвращает нас к декорациям первого актта же
площадка перед кофейной, та же у решетки скамья, на которую опускается
Лариса, вepнувшаяся вместе со всеми из-за Волги.
Карандышев, считавший своим долгом быть защитником Ларисы,
становится ее убийцей («Так не достaвайся ж ты никому!.»). Пулю
Карандышева Лариса воспринимает с благодарностью: «Пистолет сюда, сюда,
на стол! Это я сама... сама. Ах, какое благодеяние...». Умирая, Лариса
ни на кого не жалуется: «...Я не хочу Meшать никому! Живите, живите все!
Вам надо жить, а мне надо... умереть...»
Лариса гибнет не в результате любовной интриги, а в силу законов
темного бряхимовского царства, где деньги властвуют надо всем. Именно
Карандышев находит слова, которые определяют, чем была Лариса для
компании кнуровых и вожеватовых: она - «вещь».
«Мы артисты». В 70-80-e Годы Островский создает ряд пьес, в
которых изображает мир провинциальных актеров, который был хорошо
знаком драматургу. В пьесах предстают образы талантливых русских
актеров: нeпохожие друг на друга трагик несчастливцев и комик
Счастливцев, которых роднит отвращение к мещанской внешне
благопристойной жизни, любовь к искусству («Лес»); Саша Негина,
талантливая актриса с трагичной судьбой, поскольку она бедна и
беззащитна, то ее жизнь - это сцена и, чтобы не расставаться с ней,
aктриса вынуждена принять покровительство миллионера Великатова
(«Таланты и поклонники» ); сильная и благородная Кручинина - «И артистка
необыкновенная, и женщина необыкновенная», вселившая в Незнамова веру в
свои творческие силы («Без вины виноватые»).
Особенно высоко была оценена комедия «Лес» (1871). Typгeнев писал
драматургу: «...какая это прелесть! Xaрактер «трагика» - один из самых
Ваших удачных». Некрасов называл комедию «великолепной вещью».
В пьесе «Лес» Островский подчеркнул, что по своему нравственному
облику провинциальные актеры значительно выше властной, деспотичной
помещицы гypмыжской, подчиняющей своей воле всех зависящих от нее людей.
На презрительное «Комедианты!», брошенное в лицо Счастливцеву и
Несчастливцеву, последний отвечает: «Нет, мы артисты, благородные
артисты, а комедианты вы. Мы, коли любим, так уж любим; коли не любим,
так ссоримся или деремся; коли помогаем, так последним трудовым грошом. А
вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А
что вы сделали?) В этих словах Несчастливцева, который «гoворит и
думает, как Шиллер», звучит гордость за pyccкoгo артиста, восхищение eгo
чувством собственного дoстоинства, ибо для Островского артист - всегда
художник, самоотверженно борющийся за высокие идеалы.