Мир взрослого и мир ребёнка пересекаются в
реальной жизни. Отсюда, очевидно, возникает в
дальнейшем непонимание между ними, классический
конфликт "отцов и детей". А предложенная
тема помогает расширить горизонт общения,
напомнить взрослым об особенностях мира ребенка,
их характеры, потребности, достижения, успехи и
неудачи. Поэтому на сегодняшний день главная
задача психолога акцентировать внимание
родителей на индивидуальности ребенка, то есть
на том, что актуально и важно в данный возрастной
период. На наш взгляд достаточно продуктивными
для решения поставленных задач является
интерактивная форма работы с родителями, которая
возможна даже в рамках родительского собрания. И
потому предлагаем Вашему вниманию одно занятие с
элементами тренинга для родителей детей
среднего дошкольного возраста "Познай своего
ребенка!", составленное с учетом выше названных
проблем.
Цель: Осознание потребностей детей и влияние
социума на развитие ребенка.
Материал: круг из фанеры (d = 50 см) покрытый с
фактурной стороны любым приятным пастельным
цветом, ракушки, бусины, бахрома, пряжа, ножницы,
клей ПВА и жидкие гвозди, кисточки, заранее
подготовленные и расписанные детьми
геометрические фигуры, ватман, фломастеры, листы
бумаги формата А-4.
Время проведения: 55-60 минут.
План:
Игра-приветствие "Здравствуйте, давайте
познакомимся" - 5 минут
Упражнение "Узнай своего ребенка" - 5 минут
Создание символа группы "Герб" с акцентом на
фигурах выполненных детьми (с целью заострить
внимание потребностях детей) - 15-20 минут
Мини-лекция "Живая сила воды. Живая сила
слова" - 5 минут
Упражнение "Что меня в моем ребенке огорчает, а
что радует?" - 25 минут
Обратная связь - 5 минуты.
ХОД РАБОТЫ
Игра "Здравствуйте, давайте познакомимся"
Цель: Дать возможность участникам
переключиться на ситуацию "Здесь и теперь",
сплочение группы. Актуализировать потребность
ребенка в ежедневном общении с родителями.
Содержание: Психолог предлагает всем
участникам присесть и демонстрирует ритуал
знакомства: по кругу передавая мяч, каждый
сообщает имя ребенка и что они делают вместе с
ребенком каждый вечер.
Упражнение "Узнай своего ребенка"
Цель: Осознание родителями актуальных
потребностей своего ребенка.
Содержание: Родителям предлагается среди
демонстрируемых фигур (фигуры готовятся на
занятиях с детьми заранее - в начале свободно
выбирают фигуру, которая нравится, затем ее
раскрашивают и расписывают), найти фигуру своего
ребенка. После того, как родители найдут работу
своего ребенка.
Психолог дает общую интерпретацию выбора в
работах детей: треугольник - потребность в
лидерстве, управлении, круг - потребность в
общении, квадрат - потребность в познании;
желтый - потребность в общении; красный -
потребность в двигательной активности; синий и
белый - потребность в спокойствии и уединении;
зеленый - потребность в самовыражении и
самоутверждении; черный и коричневый -
потребность в свободе и самостоятельности
(тревога, негативизм, неуверенность).
Создание символа группы "Герб"
Мини-лекция "Живая сила воды. Живая сила
слова"
Цель: Создание благоприятной атмосферы в
группе и единение детской и родительской групп.
Актуализация значимости для детей и родителей
занятий, проводимых в детском саду.
Содержание: Родители при помощи подручных
материалов (круг из фанеры (d = 50 см) покрытый с
фактурной стороны любым приятным пастельным
цветом, ракушки, бусины, бахрома, пряжа, ножницы,
клей ПВА и жидкие гвозди, кисточки) и фигур,
приготовленных детьми, создают символ группы,
который бы объединял детей и родителей.
Цель: Просвещение родителей по проблеме
влияния социума на развитие ребенка.
Содержание: Ученые давно ведут исследования
о влиянии социума (семьи, СМИ и т.д.) на людей...
Опыт 1: опыты проводились над водой. Вода
забиралась и замораживалась из трех мест: из
святого источника; вода стояла в месте, где
постоянно ругались; вода, которая стояла перед
экраном телевизора во время передач с
демонстрацией ситуаций жестокости и трагедий.
Кристаллы воды из святого источника были в форме
симметричной красивой звезды. Кристаллы воды из
места, где постоянно ругались и выясняли
отношения, были уже в форме ассиметричной и
негармоничной фигуры, похожей на что-то
неприятное. Кристаллы воды стоявшей перед
телевизором были не просто безобразны, а ужасны и
напоминали персонажей из фильма ужасов.
Опыт 2: вода была набрана из одного
источника (из-под крана) в три стакана. Один
стакан воды отставили и не разговаривали с ним,
другой постоянно ругали, третьему говорили
только хорошее. Через некоторое время вода, на
которую не обращали внимание, она зацвела,
которую ругали она, затухла, а та которой
говорили только хорошее по своему составу и ее
кристалл были похожи на воду, взятую из святого
источника.
Вывод: Исследования показали, что все
недуги и проблемы от дурных слов и образов.
Еще также хотелось бы добавить то, что не только
слова влияют на людей, но и мысли. Ведь если мать
испытывает страх за ребенка, то и он в свою
очередь интуитивно это чувствует и начинает этот
страх воспринимать как свой. От этого возникают
проблемы различного характера.
Для того чтобы повысить эффективность вашего
общения с ребенком. Воспитатели подготовили для
вас игру, которую они проводят с вашими детьми и
рекомендуют вам, как один из способов развития
математических способностей.
Упражнение "Что меня в моем ребенке огорчает, а
что радует?"
Цель: Определение тем для просвещения
родителей и воспитателей. Повышение значимости
узких специалистов (психолога, логопеда,
невропатолога) в решение тех или иных проблем.
Содержание: Участникам-родителям раздаются
листочки, которые разделены на две части: в
левую колонку родители будут записывать все, что
огорчает в ребенке, в правую все, что радует в
ребенке.
После этого каждый участник зачитывает, что его
радует, что огорчает в его ребенке, а ведущий
выписывает на ватман, общие проблемы. Затем делит
участников на группы, которые будут работать над
разработкой путей решения одной из названных
проблем. Участникам предлагается план для
облегчения групповой работы:
Проблема
- Могут ли родители, справится с возникшей
проблемой без посторонней помощи с возникшей
проблемой?
- Если нет, то кто может помочь?
- Если да, то, как родители могут справиться с
проблемой самостоятельно?
- К каким специалистам и источника можно
обратиться для получения дополнительной
информации по решению возникшей проблеме
- Предположение о причине возникшей проблемы.
- После проработки каждая группа защищает свою
работу.
Обратная связь
Содержание: участники заполняют заранее
подготовленные анкеты, либо возможно в свободной
форме написать отзывы о своих впечатлениях от
занятия
Цель: получение информации о ходе процесса
занятия и его результатах. |