Подростковый возраст восьмиклассников рассматривается как этап
развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства,
когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него
взрослыми к самостоятельной жизни.
В этом возрасте проявляется акцентуация (особенности характера),
способ реагирования подростка в каждом случае зависит от его типа
акцентуации.
Существуют следующие виды акцентуаций:
- Циклоидный
- Гипертивный
- Астено-невротический
- Сеннзитивный
- Психоастенический
- Демонстративный
- Неустойчивый
- Конформный
В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что
было ценно обесценивается, появляются новые кумиры, подросток
перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с
взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте
очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему
необычному, часто увлекаются неформальными течениями.
Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости,
скрытности и нарочитости поведения, стремление поступать наперекор
требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от
обычной сферы общения.
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется
самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в
депрессию. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет
не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его
творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще. Учеба в
это время отходит на второй план (чтобы учение было привлекательным,
нужно находить в материале то, что могло бы способствовать общению
подростков).
Самый главный вопрос подросткового возраста – это половое созревание.
В это время формируются психосексуальные установки и ориентации,
происходит вторичная половая идентификация, подросток переживает первую
любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он
меняется настолько, что это период называют «гормональной бурей или
эндокринным штормом». Начинается бурный, неравномерный рост,
вследстивии чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим.
Часто у восьмиклассников возникает дисморфофобия (неприятие своего тела и внешности), тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.
Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он
склонен переоценивать или недооценивать свои качества и свойства. Если
успешность в чем-то отклоняется от некоего выбранного самим подростком
стандарта, то она не воспринимается как успешность.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера,
переживая из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и
взаимоотношениях с другими людьми.
Самооценка восьмиклассников неустойчива: подросток склонен считать
себя либо гением, либо ничтожеством. К тому же оценка носит
сверхобобщенный характер: любая мелочь может в корне изменит отношение
подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д.
Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает
по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка
необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые,
критерии личностного развития.
Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в
их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и
тенденциям социализации. Подростки больше других возрастных групп
страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной
обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях
и идеалах – старые идеалы разрушены, новые еще не созданы.
Особенности восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению,
плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески
избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить
домашние задания, а то и посещать занятия.
Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества
«лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно
проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков
отсутствует какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в
секциях и кружках, они не посещают выставки и театры.
Бессодержательно проводимое время толкает восьмиклассников на поиск
новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в
структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки
отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки,
драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Впоследствии объясняя
свои плохие поступки, восьмиклассники имеют неправильное представление о
нравственности, справедливости, смелости и храбрости.
На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная
динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для
большинства подростков. А по уровню косвенной агрессии на первом месте
находятся подростки из семей подсобных работников и семей руководящих
служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды
руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя,
инженеры).
Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды
торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только
материальное благосостояние, но и выработанная в этой среде стремление
избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять
ситуацию.
Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной
ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях
формирующих личность, является семья. При этом решающим
является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся – а нравственная
атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми
членами семьи, между взрослыми и детьми.
Для любого подростка очень важна роль семьи, но, к сожалению, в наше
время растет число неблагополучных семей, в которых существует полная
безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей,
безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в
поведении. Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно
выделить много проблем психологического характера, которые приводят к
кризису подросткового возраста.
Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
- Гипер опека различных степеней: от желания быть соучастником всех
проявлений внутренней жизни детей (его мысли, чувств, поведения) до
семейной тирании
- Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность
- Ситуация создающая «кумира семьи» - постоянное внимание к любому
побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи
- ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
Пути решения проблемы. Как общаться с восьмиклассниками в этот период?
- Формирование круга интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей
- Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»
- Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.
- Индивидуальное воздействие на восьмиклассника с участием школьного психолога по психокоррекционной работе с ним
- Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере
интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать
и утвердить себя на уровне взрослых.
- Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ,
ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера,
железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в
мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не
накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство
взрываться болезненными разрядами)
- Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника
- Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи
объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)
- Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.
Рекомендации для родителей:
- Будьте всегда чуткими к делам своих детей
- Анализируйте с детьми причины их удач и неудач
- Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
- Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
- Научите преодолевать трудности
- Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед
- Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»
- Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в
гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)
- Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
- Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка
- Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
- Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию
- Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
- Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
- Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии
- Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
- Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с
противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений
мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
- Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения
полов, неупрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое, которое
позволит создать в будущем нормальную семью.
- Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были
взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на
благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности
друг за друга.
Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
- Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать
Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона,
следящего за каждым шагом ребенка.
Помните: недоверие оскорбляет!!!
- Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы
смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать
приступы агрессии или дивидиантного поведения.
- Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)
|