Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Среда, 24.04.2024, 05:21
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО


О САЙТЕ

Главная » Статьи » УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 классе

Текст. Признаки текста, композиционные особенности. Логическая и микротемная структура текста. Лингвистика текста

ТЕКСТ. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА, КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ЛОГИЧЕСКАЯ И МИКРОТЕМНАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА


1.  Проверь себя

Выберите правильный вариант ответа.

1. Текст — это:
А   высказывание, состоящее из предложений, объединённых по смыслу;
Б   высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.

2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в:
А   полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной части, концовке;
Б   наличии в тексте от двух до пяти абзацев.

3. Членимость — это свойство текста:
А   делиться на предложения, абзацы, части, главы;
Б   делиться на три части.

4. Связность — это свойство текста, которое передаётся в:
А   раскрытии авторского замысла;
Б    последовательности и логичности предложений, составляющих текст.

5. Целостность — это свойство текста, которое проявляется в:
А   наличии темы, основной мысли, идеи и выборе языковых средств;
Б   ключевых словах текста.

6. Микротема — это:
А   идея, заключённая в первом абзаце;
Б   «малая тема», одно из слагаемых темы текста.


2.  Слушание с опорой на текст

І. Прослушайте текст.

ІІ. Назовите главные признаки текста, в качестве примеров используйте приведённый в упражнении текст: а) докажите, что текст имеет структурную завершённость; укажите зачин, основную часть, концовку;
б) докажите, что текст имеет смысловую завершённость: каким был авторский замысел, полностью ли он раскрыт?
в) назовите признаки, определяющие целостность данного текста: назовите его тему (о чём говорится?), идею (что хотел сказать автор?), текстозаглавьте.

ІІІ. Составьте план текста.

В 1887 году Илья Репин приступает к работе над вторым и окончательным вариантом «Запорожцев».

В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа. Смех казаков, весёлый и издевательский, становится многозначительным грозным смехом запорожской вольницы. В нём звучат теперь не только презрение и уничтожающая насмешка над врагом, но и боевой вызов. Это уже не просто сцена из жизни Запорожской Сечи, а военный совет, решающий важный вопрос. Среди главных персонажей мы видим верхушку Запорожского Войска — кошевого атамана, есаула, писаря — и на их сосредоточенных лицах читаем ясное сознание всей ответственности.

Зима 1887-1888 гг. была почти целиком посвящена «Запорожцам».

Картина давалась нелегко, и Илья Репин подолгу бился над каждой фигурой. Каждый персонаж он годами вынашивал в душе, как бы тщательно изучая его нрав, привычки, характер и биографию, внутренний и внешний облик, вплоть до мельчайших подробностей.

Кто только не прошёл через мастерскую художника! Среди его натурщиков, послуживших прототипами запорожцев, были историк Яворницкий (писарь) и кучер Тарновских (щербатый и одноглазый казак Голота), артист Ф. Стравинский (есаул) и обер-гофмейстер камергер Г. Алексеев (сидящий на бочке), профессор А. Рубец («Тарас Бульба»), художники Я. Ционглинский (в золотистой куртке) и Н. Кузнецов («Остап»), военный юрист А. Житкевич («Андрий») и старичок, повстречавшийся на Александровской пристани. От каждого из них художник брал не всё, но лишь то, что ему нужно было для создания сложившегося в его представлении образа.

В 1892 году «Запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картине экспонировались на выставке в Академии художеств. Картина начала свою, уже независимую от автора жизнь.

Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев, и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман Сирко, писарь, судья, Тарас Бульба и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы. Созданные кистью большого мастера, они обрели долгую жизнь в истории русской живописи, прочно и навсегда вошли в нашу культуру гимном патриотизму и свободолюбию родного народа.


3.  Устное сочинение-описание по картине

Работа в группах. Творческое задание. Каждый участник группы составляет устное описание внешности и характера одного из упомянутых в тексте персонажей картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».


Способы смысловой (логической) связи предложений в тексте

Текст в переводе с латинского означает «ткань, сплетение, структура».

Одним из признаков текста является связность. Связь в тексте бывает смысловой и грамматической.

Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы двигаться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. В тексте мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, — повторяем какую-то часть предыдущего предложения (это «данное»). Затем делаем шаг вперёд — добавляем новую информацию, нужную для развития мысли. Основная функция «данного» — связывать между собой предложения, «нового» — развивать мысль в тексте. На «новое» ставится логическое ударение. Например: Кто благоразумен, / тот воздержан (новое). Кто воздержан (данное), / тот стоек (новое). Кто стоек (данное), / тот невозмутим. Кто невозмутим, / тот беспечален. Кто беспечален, / тот счастлив. Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив (Сенека).

Наиболее распространённая модель связи предложений в тексте называется последовательной, или цепной. Новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором — данным в третьем и т. д. Следующее предложение начинается с того, чем заканчивается предыдущее.

Параллельная связь состоит в том, что данное есть в первом предложении. Все последующие предложения содержат новое, потому что они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются. Например:

   Берегите друг друга, (данное)
   Добротой согревайте, (новое)
   Берегите друг друга,
   Обижать не давайте, (новое)

   Берегите друг друга.
   Суету позабудьте (новое)
   И в минуту досуга
   Рядом с другом побудьте, (новое)

   Берегите друг друга
   Без притворства и лести, (новое)
   Берегите друг друга:
   Ненадолго мы вместе! (новое)
                                            (О. Высоцкая)

Параллельная связь обеспечивает точность высказывания, поэтому её используют в научном стиле. Кроме того, предложения придают тексту торжественность, пафосность. Однако повтор слов при такой связи может вносить в текст монотонность.

Чаще всего параллельную связь используют в поэтической речи, так как повтор слов носит эмоциональный, экспрессивный характер.

Смешанный тип связи основывается на параллельном и последовательном соединении частей. Связь в таком случае осуществляется за счёт общего задания: раскрыть главную мысль, а также за счёт той картины действительности, которую рисуют предложения все вместе. Например: Пришедшая ночь была светла и спокойна. Реку заволокло белое молоко тумана, а поле и деревни виднелись далеко-далеко. Дергач замолк, опять стало совсем тихо. Иногда в каком-нибудь хлеву звучал колокол жующей жвачку коровы да чей-нибудь сонный петух-недотёпа трепыхал крыльями и гоготал спросонья, не зная о том, время или не время петь (В. Белов). Чаще всего смешанный тип связи используется в пейзажных описаниях в художественном стиле.


4.  Перевод

І. Переведите текст на русский язык. Укажите в каждом последующем предложении повторяющуюся информацию (данное) и новую информацию (новое). Определите вид связи предложений в тексте.

ІІ. Сформулируйте тему, идею, озаглавьте текст.

Притягальна сила українського історичного життя й української культури для найпрогресивніших представників російського освіченого суспільства міститься в ідейно-моральній чистоті, величі й красі українського світу ідей, пафосі боротьби проти неправди і зла, незламних прагненнях до свободи. Саме тут криються таємниця сили українського впливу і чари українського світу, який захоплює навіть чужинців. Щодо цього вельми показове ставлення представників російського суспільства до українського поета Тараса Шевченка. Про те, який авторитет мав Тарас Шевченко серед російського суспільства, свідчать його сучасники у спогадах. Зокрема у спогадах К. Юнге читаємо: «У нас був обід на честь Шевченка, на якому були присутні, крім наших спільних друзів, ще багато земляків-українців... Говорилося багато щирих і зворушливих промов... Шевченко був такий розчулений, що не міг закінчити своєї промови від сліз...»
                                                                                                                                                                  (За П. Голубенком)

С л о в а р ь:
Промова (укр.) (рус.) речь, выступление.


5.   Сжатый пересказ

І. Сформулируйте тему, идею, дайте заголовок тексту. Определите количество микротем в тексте, составьте простой план. Какой способ связи предложений в тексте — цепной или параллельный?

ІІ. Составьте сжатый пересказ текста.

ІІІ. Устно составьте описание памятника А. Чехову в Ялте.

В Ялте, на улице Кирова, 32, в феврале 2006 года состоялось открытие филиала Дома-музея А. П. Чехова — «Чехов и Украина». Антон Павлович Чехов родился в Таганроге. До 1888 года город относился к Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) и большинство горожан были украинцы. В речи и письмах А. Чехов то и дело использовал украинские выражения, пословицы и поговорки. Во время поездки из Таганрога в Харцызск (ныне город в Донецкой области) писатель остро ощущал пряные запахи украинской степи, вслушивался в стрекотание кузнечиков, любовался парящими высоко в небе коршунами. В повести «Степь» А. Чехов дал красочное описание южнорусских просторов, по в контрасте между поэзией степной природы и прозой человеческих отношений.

В летние месяцы 1888 и 1889 годов А. Чехов с семьёй отдыхал на Украине, под Сумами, на даче Лука, которая была частью старинной дворянской усадьбы помещиков Линтварёвых. Их две старшие дочери были врачами, и Чехов вместе с ними лечил местных крестьян, а младшая открыла народную школу, преподавала детям на их родном украинском языке. Друзьям он писал: «Уж очень у меня хорошо, так хорошо, что и описать нельзя! Природа великолепна,  всюду красиво,   простора пропасть, люди хорошие...» Желая побольше узнать об Украине, А. Чехов совершает поездки по городам и сёлам Сумщины и Полтавщины. Всего он проехал в коляске более 400 вёрст. Во время этих поездок Антон Павлович изучал местные говоры, свадебные обряды, национальные обычаи, традиции, костюмы, проникся глубоким уважением к трудолюбивым крестьянам. Видя их сноровку в страдную пору молотьбы, наблюдая за работой на сенокосе, Чехов писал: «На Украине сенокос — самое поэтичное время!» Позже он уехал в Италию и оттуда написал о том, сколь великолепны побережья Адриатического моря, а закончил письмо так: «Но Лука лучше!»

Дни, проведённые писателем на гостеприимной украинской земле, вошли яркой страницей в его творческую биографию.
Категория: УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 классе | Добавил: Admin (17.04.2012)
Просмотров: 8227 | Рейтинг: 4.0/2
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.