Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Суббота, 10.12.2016, 13:50
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО


О САЙТЕ

Главная » Статьи » УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 классе

Три компонента культуры речи. Языковая норма
  Три компонента культуры речи. Языковая норма

\1-09-19.jpgНазовите основные, с вашей точки зрения, качества хорошей речи, расположите их по степени важности.
1-09-18.jpgПод культурой речи понимают владение нормами русского литературного языка в его устной и письменной форме, использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.

Культурой речи называется также раздел науки о языке, исследующий языковые нормы, проблемы их совершенствования, разрабатывающий рекомендации по эффективному использованию языковых норм в речи.

По речи человека можно судить об уровне его общей культуры, его духовного, нравственного развития, его внутренних качествах.

Основными качествами хорошей речи являются правильность (соблюдение норм литературного языка), точность передачи мысли, чувства, выразительность речи, уместность используемых языковых средств (уместность стилевая, ситуативная, нравственно-психологическая, личностная). Названные качества речи вбирают в себя и многие другие, такие, как чистота речи (незасоренность ее внелитературными элементами), богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, логическая стройность, художественные достоинства.

Выделяют три компонента культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

Культура речи требует безупречного владения языковыми нормами — орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими. Вопрос о норме возникает, когда есть выбор из двух и более вариантов. Например, современная орфоэпическая норма разрешает только одно ударение: километр, начать, средства — и запрещает километр, начать, средства..

Следует учитывать, что в литературной и профессиональной речи одно и то же слово может иметь разные ударные слоги. Моряки, например, говорят компас, а не компас, крейсера, а не крейсеры; медики — инсульт, а не инсульт; политические деятели — договор, а не договор.

Нормы современного русского языка находятся в постоянном развитии: так, если в XIX в. можно было сказать устроивал, видал, у ней, от глубины души, то теперь допускается только устраивал, видел, у нее, до глубины души.

Устная разговорная речь имеет свои нормы, отличные от зафиксированных в словарях и грамматиках норм письменной речи. Например, выражение Скажите, метро сюда? (вместо Скажите, пожалуйста, как пройти к метро) недопустимо в письменном литературном тексте, хотя не нарушает норм разговорной речи.

279.    Запишите словосочетания. Укажите, в чем вы видите различие в значении прилагательных, сочетающихся с разными словами. Подберите синоним (если возможно) для каждого значения, запишите его в скобках после соответствующего словосочетания.

Высокий юноша, высокий голос, высокий доход, высокий пост, высокое мнение.

Мягкий климат, мягкий знак, мягкий хлеб, мягкий характер, мягкий свет.

280.    Сравните фразеологизмы: в чем их различие? В каких ситуациях они употребляются, как характеризуют говорящего или того, о ком идет речь?

1. Делать нечего. — От нечего делать. 2. До глубины души. — В глубине души. 3. Минута в минуту. — С минуты на минуту. 4. На всякий случай. — Во всяком случае. 5. Брать себя в руки. — Брать в свои руки.

281.    Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, грамм, килограмм, сабля, северянин, дворянин, татарин, минчанин, таджик, солдат, сын, друг, курица, князь, муж, полено, ущелье, платье, лист.

282.    Образуйте от указанных прилагательных краткую форму. Сгруппируйте прилагательные по способу ее образования. Сделайте вывод: от всех ли прилагательных можно образовать краткую форму.

Хороший, светлый, горячий, умный, дружный, ясный, мудрый, рыжий, летучий, хитрый, звонкий, тр..скучий, злой, интересный, дружественный, острый, могучий, крепкий, бл..женный, красный, нарядный, маленький, обыкновенный, робкий, лиловый, таинственный, величественный, буланый, вор..ной, мгновенный, бодрый, мягкий, полезный, неизменный, старинный, родной.

283.    I. Запишите числительные в творительном падеже.

1285 экземпляров книг;11 /2; 8 котят; 37 экскурсантов.

II. Запишите прописью числительные и существительные, употребляя их в нужном падеже.

113/4 гектар., земли; 3,7 процент..; 17,5 метр..; 0,25 литр..; к 23/7 + 1,5; от 2865 - 1369.

284*. Данные глаголы запишите в мужском роде прошедшего времени. Укажите их спряжение.

Зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить, завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать, закипеть.

285. Запишите слова, обозначьте ударный слог.

Агент, алфавит, арбуз, арест, боязнь, диспансер, досуг, квартал, кремень, магазин, партер, петля, приговор, прирост, созыв, цемент, дремота, истерия, комбайнер, недоимка, планер, св(е, ё)кла, случай, тяжба, феномен, рефлексия6, танцовщица, ходатайство, жаворонок, намерение, обеспечение, упрочение.
286.    Запишите существительные в единственном числе в указанных падежах, обозначьте ударный слог.

Р. п.: герб, гриб, камердинер, печь, плод, полдень, приз, пруд, сеть.
В. п.: доска, дремота, зима, полоса, щека.
Т. п.: вор, к..мердинер, мокрота, пруд, трапеза, ходатай.
П. п.: Перу, Тверь, ракурс.

287.    Запишите глаголы в указанных формах, обозначьте ударный слог.

Наст, вр., 3-е л., ед. ч.: звонить, креститься, кровоточить, саднить, селиться, соболезновать, ходатайствовать.
Буд. вр., 3-е л., ед. ч.: заблудиться, избаловаться, побудить, похитить, пробудить, рассердиться.
Прош. вр., ж. р., ед. ч.: остаться, почить6, предвосхитить6, сердиться, сорваться.

288.    Замените придаточные предложения причастными или деепричастными оборотами (где это возможно). Подчеркните их как члены предложения. Если замена невозможна, объясните почему.

1. По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы. 2. Сразу трудно было найти лодочника, который бы перевез нас на другой берег. 3. Впереди расстилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжелта-бурой травой. 4. Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу. 5. Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность. 6. Я глядел на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой. 7. Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море. 8. Когда мы перешли через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, которая поросла густым лесом. 9. На снегу пустынной лесной дороги вился извилистый, нечеткий след, который оставил зверь. 10. Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, нежный аромат весны.

1-09-20.jpg Сопоставьте конструкции с придаточными предложениями и с синонимичными им причастными и деепричастными оборотами. Какие предложения более выразительны, ярче передают картину?

289.    Внимательно прочитайте предложения из книги «Не говори шершавым языком. О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ» (авторы М. Горбаневский, Ю. Караулов, В. Шаклеин). Найдите ошибки, охарактеризуйте их. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Наши оконные рамы обладают неукоснительным качеством. 2. Быть информированными является самыми яркими завоеваниями российской демократии. 3. Вы никогда не задумывались, что нужно одеть, чтобы появиться под куполом цирка... 4. Мы представляем вам уникальные кухонные ножи. 5. Я себя чувствую более скромнее телевизионным ведущим. 6. Критерии оценки деятельности наших подразделений является раскрываемость преступлений. 7. Одену очки, чтобы лучше видеть. 8. Порывы ветра достигали пятнадцать — двадцать метров в секунду. 9.    Ему нужно кардинальное изменение ситуации.
10.    Проснувшись3 завтра, за окном уже будет ноябрь. 11.    Стиль его программы весьма традиционный. 12. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднималась критиковать местные власти. 13. Я готов грудью встать за спиной у России. 14. Эта история может стать самым смотрибельным сериалом. 15. Последнее высказывание является кредом любой уважающей себя супермодели. 16. Нам сейчас необходимо принять все меры.

1-09-20.jpg Приведите примеры отступления от языковой нормы (примеры речевых ошибок) в речи товарищей и в своей собственной речи. После каждого такого примера в скобках запишите верный вариант.

290.    Запишите текст, применяя правила правописания.

1-09-18.jpg I. Этика общения или речевой эт..кет требует соблюден..я в определен(?)ых с..туациях некоторых правил языкового поведения. Этический комп.мент культуры речи проявляет себя главным образом в речевых актах целенаправленных речевых действиях таких как выражение просьбы вопроса благодарности приветливости поздр..вления и т. п. Речевой акт осуществляет(?)ся по особым принятым в данн..м обществе в дан(?)ое время правилам которые определяются многими внелингв..стическими5 факторами возр..стом учас(?)ников речевого акта6 официальными или (не)официальными отн..шен..ями между ними и т. п.

II.    Особая область этики общен..я явные и безусловные запреты на использование опред..ленных языковых средств напр..мер в любых ситуациях категорически запрещается сквернословие. (Под)запретом могут находиться и некоторые интонационные языковые средства разговор на «повышен(?)ых тонах» срывы на крик. При этом этика общения не запр..ща..т эмоци..нальную речь с достаточно «сильными» выр..жениями типа это чёрт знает что такое!

III.    В определени.. культуры речи существенную роль играет коммуникативный компонент. Г. О. Винокур так выр..зил его суть Для каждой цели свои средства таков долж..н быть лозунг лингв..стически культурного общ..ства. Ком(?)уникативный к..мпонент играет реша..щую роль в дост..жении целей общен..я. Можно не нарушать норм языка соблюдать все правила этики общен..я но (при)этом созд„вать (неудовлетворительные тексты. Например многие инструкц..и по польз..ванию бытовой техникой перенасыщ..ны спец..альной терм..нологией и потому (не)понятны (неспециалисту. Если какая(либо) лекц..я читается без учета того что реально извес(?)но слуш..телям о пр..дмете лекции у лектора мало шансов быть прин..тым ауд..торией.

IV.    В языке существуют функциональные разновидности например разговорная речь и функц..ональные стили например, официально(деловой) научный публ..ц..стический. Каждая функциональная разновидность имеет свои особен(?)ости. Если например офиц..ально-деловой стиль требует знания и употр..бления готовых речевых формул штампов (нельзя произвольно писать за..вления прот..колы и т. п.) то зашт..мпованность разговорной и публицистической речи св..детельствует о плохом вл..дении этими функциональными разновидностоми речи. Умение свободно (в)соответ- стви.. с задач..ми общения пер..ходить с одной функциональной разновидност.. языка на другую важный пок..затель культуры речи. (Е. Ширяев.)

1-09-20.jpg Каждую часть этого текста изложите проще, используя  средства устной (разговорной) речи, сокращая количество книжной, терминологической лексики.

291. На основе текстов статьи в теоретической части (о культуре речи) и упр. 290 составьте сложный план «Три компонента культуры речи» (письменно), сделайте сообщение на основе составленного плана с использованием лингвистической лексики.

292*. Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от их значения, дайте названия группам. Что для фразеологизмов, входящих в каждую группу, является общим?

1. Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белого каления. 4. И бровью не шев..льнул. 5. И в ус (не)дует. 6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Метать громы и молн..и. 9. Моя хата с краю. 10. Ноль внимания. 11. Под горяч..ю руку. 12. Рвать и метать. 13. Стоять (в)стороне. 14. Устроить сцену. 15. Хоть бы что. 16. Хоть трава (не)расти.

1-09-20.jpg Составьте поучительный связный текст из этих фразеологизмов, используя нужные для логичного построения текста глаголы и другие части речи.

293. Подберите фразеологические обороты (см. II), синонимичные данным словам и словосочетаниям (см. I).

I.    Весь день; вылечивать; главный помощник; вдоволь, без ограничения; искренне; наедине; очень быстро; сразу, в один прием; немедленно; обмануть; отчаиваться, унывать; привлекать к себе внимание, быть особо заметным; очень близко, рядом; осмеять, сделать предметом насмешки; очень крепко (уснуть); самым серьезным образом; моментально появиться; некстати, невпопад.

II.    В два счета; одним духом; от всей души; от зари до зари; падать духом; по горячим следам; поднимать на ноги; бросаться в глаза (кому-либо); поймать на удочку; правая рука; сколько душе угодно; с глазу на глаз; в двух шагах; поднять на смех; мертвым сном; не на шутку; тут как тут; ни к селу ни к городу.
1-09-20.jpg Составьте два-три микротекста на темы повседневной жизни вашего класса с использованием некоторых из данных фразеологизмов.
294. Составьте словосочетания:

а)    по схеме «прилагательное + существительное»:

мощь, сила (военный, механический, мускульный, нравственный, огневой, умственный, физический); беда, горе, несчастье (детский, женский, материнский, непоправимый);

б)    отвечая на вопрос:

призвание (к чему), жажда(чего), сознание (чего), готовый (к чему), вера (в кого, во что), уверенность (в ком, в чем), прав (в чем), рад (кому, чему), протестовать (против чего), возмущаться (чем), благодаря (чему).

295*. Спишите отрывок из книги И. Долгополова «Мастера. Новеллы о художниках». Проведите наблюдение над использованием причастий и прилагательных в тексте, над их стилистической ролью.

I.    Едва(ли) кто(нибудь) может сказать что однажды увидев море он забыл его. Более того море продолжает звать к себе оно являет(?)ся в сн..видениях в мечтах и думах. И сколько(бы) (н..)прошло лет каждый из нас вновь увидев море потр..сен его жизнен(?)ой силой, игрой волн, (н..)укр..тимым ритмом движения. Море и небо вот поистине колдовской кал..йдоскоп самых фантасмагорических6 сочетаний колеров6, бликов и пятен.

Самым крупным и в..ртуозным певцом моря был Иван Константинович Айвазовский художник пок..ривш..й все трудности живописи и с изумляющ..й кажущ..йся простотой и легкостью достигшей вершин этого трудного жанра.

1-09-20.jpg Найдите осложненные предложения, укажите, чем они осложнены.
II.    1850-й. Айвазовский пишет свою самую извес(?)ную картину Девятый вал. Дикие громады волн готовы раздавить затерянную в океане крошечную группу потерпевших кораблекрушение. Мы (н..)знаем сколько дней провели они в открытом море но люди измучены (до)пр..дела. Весь ужас борьбы со стихией вложен в этот холст. Но луч(?) со(?)нца пробившей грозовые облака луч надежды сулит обес(?)илен(?)ым и изможден(?)ым спасение. Вот(вот) буря утихн..т и люди облепившие как муравьи обломок мачты будут спасены. Пусть (н..)истовствует океан пусть еще грозно вздымают(?)ся гиган(?)ские волны.

Воля мужество вера в человека ок..зались сильнее стихии.

Эта картина ее слава увенчал, и без того великую известность художника певца моря и родного ему русского военного флота.

1-09-20.jpg Подготовьте описание картины, которая произвела на вас особо сильное впечатление.
296*. Составьте два сложных предложения: а) с союзом так как; б) с союзом как и указательным словом так в главном предложении.

297. Прочитайте диалог Маленького принца с деловым человеком четвертой планеты из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (в переводе Н. Галь), переложите его в косвенную речь, стараясь сохранить суть разговора и размышления Маленького принца.

Деловой человек поднял голову.

—    Мне разгул..вать некогда. Я человек серьезный. Третий раз... вот он! Итак, стало быть, пятьсот мил(?)ионов...
—    Миллионов чего?
Деловой человек понял, что надо ответить, а то не буд..т ему покоя.
—    Пятьсот миллионов этих маленьких штуч..к, которые иногда видны в воздухе.
—    Это что же, мухи?
—    Да нет же, такие маленькие, блестящие.
—    Пчелы?
—    Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
—    А звезды?
—    Вот-вот. Звезды.
—    Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
—    Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
—    Что делаю?
—    Да.
—    Ничего не делаю. Я ими владею.
—    Владеешь звездами?
—    Да.
—    Но я уже видел короля, который...
—    Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то(же).
—    А для чего тебе владеть звездами?
—    Чтоб быть богатым.
—    А для чего быть богатым?
—    Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто- нибудь откроет.
«Он рассуждает, почти как тот пьяница», — подумал Маленький принц.

Категория: УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 11 классе | Добавил: Admin (17.04.2012)
Просмотров: 5165 | Рейтинг: 1.3/3
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.