Способы образования слов в русском языке
Словообразовательными суффиксами качественных и относительных имен
прилагательных в современном русском языке являются следующие:
1) -ив- и производные от
него -чив-, -лив-: красивый, спесивый, прожорливый, устойчивый
и т.п.; суффикс -ив- непродуктивен в современном языке, а
производные от него -чив-, -лив- являются весьма
продуктивными;
2) -ост-, -ист-: глазастый,
губастый (с оттенком разговорно-стилистическим), голосистый,
глинистый, тенистый, бугристый и т.д.; суффиксы продуктивные, образуют
много слов в научном и производственно-техническом стилях речи;
3) -н-: понятный, водородный,
железный, лесной и др.; суффикс продуктивный; суффикс -н-
активно используется в настоящее время при образовании прилагательных от
существительных на -ота (частотный, высотный) и на -ость (жидкостный, вязкостный, мощностный, вероятностный); такие
прилагательные имеют специализированное, терминологическое значение;
4) -онн-, -енн-: традиционный,
искусственный, чувственный и др.; суффиксы достаточно продуктивные,
образуют прилагательные от основ существительных;
5) -тельн- и -льн-: питательный,
плавательный, строительный, сушильный, доильный, дождевальный и др.;
суффиксы очень продуктивные, особенно при образовании (от глаголов)
профессионально-технических терминов;
6) -л-, при помощи которого
образуются главным образом отглагольные прилагательные: возмужалый,
беглый, прелый, спелый и др.; суффикс продуктивный;
7) -к-, -ск-, -инск-, -енск; -еск-,
-овск; -ическ-, -ческ-: верткий, шаткий, меткий, робкий, январский,
институтский, мытищинский, пензенский, студенческий, переводческий,
педагогический и др.; суффиксы достаточно продуктивные;
8) -ов-, -ев-: классовый,
камышовый, подростковый, ольховый, биржевой, ситцевый; суффиксы
продуктивные. Суффикс -ов- часто используется при создании
терминологических и профессиональных слов (коготковый, языковый,
колпачковый, мальчиковый).
9) -озн-: нервозный, венозный,
гриппозный и др.; суффикс достаточно продуктивный, особенно при создании
профессионально-технических терминов;
10) -уч- (-юч-): кипучий, могучий,
шипучий, везучий, колючий и др.; суффикс продуктивный, используется
главным образом при образовании отглагольных прилагательных.
К суффиксам малопродуктивным и непродуктивным относятся, например: -ав-, -яв-, -ляв- (величавый, дырявый, вертлявый): -aт-, -чат-
(рогатый, бугорчатый); -ит; -овит- (-евит-) (именитый, домовитый, деловитый);
-ин- (утиный, голубиный).
Особо следует рассмотреть прилагательные, образованные при помощи суффиксов
субъективной оценки, т.е. таких суффиксов, при помощи которых словам придается
определенная эмоционально-экспрессивная окраска.
Здесь могут быть выделены следующие продуктивные суффиксы:
1) -еньк-, -оньк-: синенький,
маленький, мягонький (и реже: мягенький), сухонький (и реже: сухенький) и др.; слова
с этими суффиксами приобретают уменьшительно-ласкательный оттенок и
употребляются преимущественно в разговорной речи;
2) -оватеньк-ий, -еватеньк-ий:
беловатенький, красноватенький, синеватенький; слова с этими суффиксами
имеют оттенок ласкательности;
3) -ёхоньк-ий, -охоньк-ий,
-ёшеньк-ий, -ошеньк-ий: скорехонький, легохонький, светлешенький, легошенький;
подобные слова характерны для былинно-песенного употребления; оттенок
усилительно-ласкательный в них особенно ярко выражен;
4) -оват-, -еват-: грубоватый,
рыжеватый; слова с этими суффиксами выражают неполноту качества и др.
Префиксальный способ образования менее продуктивен. Употребляются следующие
продуктивные приставки:
1)не-, небез-: неспортивный,
негромкий, необычный, небезызвестный, небезуспешный и др.;
2)пре-: предолгий, прегрубый,
предобрый; слова с этой приставкой характерны в основном для речи
разговорной;
3)без- (бес-): безголосый, безусый,
бесхвостый; прилагательные с этой приставкой имеют значение «не- имеющий
чего-либо, лишенный чего-либо» и др. (на базе предложно-именного сочетания);
4)сверх-: сверхпрограммный,
сверхзвуковой, сверхскоростной, сверхприбыльный, сверхъестественный и
др.; приставка продуктивная; прилагательные, образованные при помощи этой
приставки, употребляются и в книжной и в разговорной речи.
При образовании прилагательных иногда используются и приставки иноязычного
происхождения, например: анти- (антигуманный, антикоррозионный),
архи- (архиактуальный, архиопасный), пан- (панамериканский, панъевропейский),
транс- (трансатлантический, трансъевропейский, трансконтинентальный), ультра-
(ультрамодный, ультрафиолетовый), экстра- (экстраординарный,
экстракардинальный). Слова с этими приставками употребляются
преимущественно в специальной профессиональной речи.
К непродуктивным относятся приставки раз- (развеселый,
разудалый), со- (соавторский, соименный) и др. Слова с приставкой раз- употребляются чаще всего в разговорной речи, с приставкой со- - в книжной.
Префиксальный способ используется при образовании прилагательных от
прилагательных же. При образовании прилагательных от существительных и глаголов
чаще всего употребляются суффиксы или приставки и суффиксы.
Префиксально-суффиксальный способ образования прилагательных
в современном русском языке приобретает все более широкое распространение.
Выделяются следующие группы продуктивных приставок и суффиксов, при помощи
которых образуются прилагательные:
1) приставка без- (бес-) и
суффикс -н-: безразмерный, бесплатный, безрезультатный и
т.п.;
2) приставка вне- и суффиксы
-н; -ов-, -ск-: внештатный, внеплановый, внеевропейский и
т.п.;
3) приставки до-, за- и
суффиксы -н-, -ск-, -ов- и др.: добольничный,
доисторический, заоблачный, заполтсный, заоконный, заокский и т.п.;
4) приставка меж- и суффиксы
-н-, -альн; -ическ-: межрегиональный, межконтинентальный,
межгалактический и т.п.;
5) приставки на-, над- и
суффикс -н-: нареберный, подарочный, надсводный и т.п.;
6) приставка по- и суффиксы -н-, -онн-, -енн-: послойный, пореформенный, пожизненный и т.п.;
7) приставка при- и суффиксы
-н-, -ск-: пришкольный, приусадебный, приинститутский,
приволжский, приобский и т.п.;
8) приставка пред- и
суффиксы -ов-, -н-, -ск- и др.: предпусковой,
предынфарктный, предвечерний, предмайский и т.п.;
9) приставка после- и суффиксы
-н-, -онн-: послеуборочный, послебольничный, послеоперационный
и т.п.
К малопродуктивным относится, например, способ образования прилагательных
при помощи приставки от- и суффикса -н-:
отглагольный, отыменный.
При образовании глаголов в различной степени продуктивны три морфологических
способа словообразования: префиксальный, суффиксальный и
суффиксально-префиксальный.
Префиксальный способ образования глаголов является наиболее
продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему
приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом
значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать
и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.
Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу
приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить, а также приставок-синонимов, уточняющих
лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать).
Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться).
Суффиксальный способ образования глаголов применяется при образовании
глаголов от существительных и прилагательных а также от местоимений,
числительных и междометий. Суффикс -нича- (-ича; -а-)
употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься
чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть,
мошен-нича-ть, сапож-нича-ть. Суффикс -ова- (-ева-)
и его производные -ствова-, -ирова-, -изирова- образуют
глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть,
господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть. От
существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть. От прилагательных возможно образование
глаголов суффиксом -е-, имеющим значение «делаться,
становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже
используется суффикс -ну-: слеп-ну-ть, креп-ну-ть. От
междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а-ть, ах-а-ть)
и его вариантом -ка- - от междометий и звукоподражательных
слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть), а также суффиксом -ну- (ах-ну-ть, цок-ну-ть).
Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов менее
продуктивен. Разновидностью этого способа является использование суффикса -ыва- (-ива-) и аффикса -ся в сочетании с
приставками: по-ходить - по-хаж-ива-ть, спать - вы-спать-ся
(в последнем случае можно говорить о префиксально-постсуффиксальном способе).
Среди словообразовательных суффиксов различаются непродуктивные, с помощью
которых в настоящее время новые слова не образуются (например, непродуктивен
суффикс -нь: боле-знь, жи-знь; суффикс -ух:
пет-ух, паст-ух), и суффиксы продуктивные, активно участвующие в
современном словообразовании.
Все продуктивные словообразовательные суффиксы делятся на несколько групп:
1) суффиксы, служащие для образования названий предметов; 2) суффиксы,
употребляемые для образования названий лиц (мужчин и женщин); 3) суффиксы,
служащие для образования слов с отвлеченным значением (абстрактных); 4)
суффиксы, служащие для образования существительных, передающих субъективную
оценку.
Суффиксы и приставки, служащие для образования названий предметов.
Среди суффиксов этой группы выделяется ряд продуктивных суффиксов, например:
1) -льник, -лк-а, при помощи
которых образуются существительные (чаще всего от глагольных основ) со
значением орудия действия, наименования прибора (будильник,
холодильник, веялка, грелка, молотилка);
2) -щик (-чик), при помощи
которого образуются существительные (как от глагольных, так и от именных основ)
с тем же значением (счетчик, тральщик; слова с этими суффиксами употребляются в
разных стилях речи, но наиболее характерны для речи научно-технической;
3) -льн-я, при помощи
которого образуются существительные женского рода со значением места действия (читальня, красильня, купальня и др.);
4) -ие(-ье), используемый
для образования (чаще всего от именных основ с приставками пространственного
значения) существительных со значением места (заречье, предгорье,
предплечье, всполье, подножье и др.);
5) -к-а, используемый для
образования существительных (чаще всего от основ относительных прилагательных
на -ов-, -ев-), являющихся названием предметов по характеризующему
их признаку (анисовка, дюймовка, кладовка, жестянка);
слова с данным суффиксом употребляются преимущественно в разговорной речи; этот
же суффикс используется и при образовании слов, употребляемых в качестве
разговорного (или даже просторечного) синонима сочетания прилагательного с
существительным: Третьяковка (Третьяковская галерея), вечерка (вечерняя газета) и др.;
6) -ник, при помощи которого
(чаще всего от именных основ) образуются существительные для обозначения
вместилища, приспособления для чего-либо, подо что-либо (кофейник,
бумажник, свинарник и др.);
7) -ин-а, используемый для
образования существительных со значением единичности (бусина,
соломина, жемчужина и др.), а также (от глагольных основ с приставками)
существительных со значением результата действия (выбоина,
вмятина, завалина, подпалина и др.);
8) -тор, употребляемый для
образования существительных мужского рода, обозначающих орудия действия,
приборы, механизмы (изолятор, сепаратор, фиксатор и др.);
подобные слова употребляются преимущественно в производственно-технической
речи;
9) -л-о, который
используется для образования от глагольных основ (с приставками и без них) имен
существительных среднего рода со значением орудия действия (покрывало,
поддувало, грузило и др.); слова этого типа употребляются
преимущественно в производственно-технической речи.