Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Вторник, 06.12.2016, 13:14
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО


О САЙТЕ

Главная » Статьи » Классное руководство » Классное руководство

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения

Целью и духовно-нравственной основой социально-педагогической деятельности на современном этапе развития общества становится формирование гуманных отношений в социуме. Школа, являясь неотъемлемой частью общества, зеркально отражает процессы, происходящие в нем. Современное общеобразовательное учреждение представляет собой «открытую гуманную систему» (Р.В.Овчарова) и имеет многофункциональный характер, то есть ориентировано на работу с учащимися, имеющими различные убеждения и индивидуальные условия жизни. Усилия педагогического коллектива школы направлены прежде всего на диалог с воспитанниками, на создание различных форм межличностного и межгруппового общения.

В своей работе   учителя общеобразовательных школ имеют дело со всеми группами учащихся, разнящимися по социальному положению, по степени сформированности ценностной сферы, по уровню восприимчивости к воспитательным влияниям, поэтому перед каждым педагогом встает вопрос о сути этой деятельности: образовывать и воспитывать ученика, активно вмешиваясь в его жизнь,  или образовывать и воспитывать, взаимодействуя с развивающейся личностью.
Главными тенденциями современной школы становятся расширение и укрепление ее взаимодействия со всеми социальными институтами – семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, общественными организациями, органами власти и т.д. И главное – в общеобразовательном учреждении  центром обучения и воспитания становятся личность ребенка, а целью и сутью всей деятельности педагогов – создание условий для его личностного роста. Развитие способности учащегося к реализации и адаптации в современном мире становится приоритетным направлением деятельности школы сегодня.
Такого рода социально-педагогическая деятельность педагогического  коллектива общеобразовательного учреждения  основывается на  ведущей идее всего образовательного процесса, предполагающей, что усилия воспитателей должны  быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на формирование у учащихся умения строить благоприятные межличностные отношения, бережное отношение к окружающему миру, на выявление склонностей и интересов и развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Воспитание – процесс «питания души и сердца» - невозможно отделить от процесса обучения, так как воспитывается, формируется человек в повседневной своей деятельности, в результате проживания каждого своего дня, а он у школьников наполнен познанием и учением. Следовательно, школа – это особое воспитательное пространство, это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, значит,  жизненно важной необходимостью  в учебно-воспитательном процессе становится создание условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка.
В структуре любого общеобразовательного учреждения есть педагоги, чья деятельность основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Именно  классный руководитель обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации учащихся,   играет роль посредника, связующего звена между личностью и обществом. Таким образом,  одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности  классного руководителя является работа по социализации ребенка, его успешной интеграции в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений. Классный руководитель, работающий в условиях общеобразовательного учреждения, имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления.
Являясь субъектом учебно-воспитательного процесса,  классный руководитель планирует и организует свою деятельность в соответствии с целями и задачами всего педагогического коллектива, поэтому одним из приоритетных направлений общего воспитательного процесса остается деятельность по укреплению стабильных связей между элементами воспитательной системы школы,  оптимизации работы ее отдельных звеньев.
Если исходить из  того, что в центре любой воспитательной системы  находится ребенок, являющийся субъектом педагогического взаимодействия  при условии глубокого изучения его интересов, склонностей, потребностей, особенностей и традиций семейного воспитания, то остальные  звенья данной системы -  классный руководитель,  социальный педагог,   учителя – предметники, педагоги дополнительного образования,  психологическая служба школы, органы ученического самоуправления, родители, администрация, коллектив класса, в котором обучается ученик, - должны  координировать свои усилия не только в соответствии с воспитательными задачами современного образовательного пространства, но и с внутренне осознанными целями и мотивами самого учащегося.

Особую значимость приобретает мнение Б.М. Бим-Бада,  считающего, что «педагог оказывает воздействие на учащихся прежде всего направленностью своей личности, своих интересов, отношением  к своему делу. Обучение, прививающее любовь к познанию, самостоятельности, к учебному предмету, к своей школе, возможно только в атмосфере мажорного, полного трудностями и радостями открытий совместного продвижения учителя и учащихся к целям эффективной, полноценной социализации». Таким образом, главенствующую роль в процессе решения проблем социализации личности играет жизненная позиция классного руководителя. При этом очень опасна уверенность некоторых педагогов в том, что компенсировать недостатки ребенка принципиально невозможно, что человек фактически невоспитуем, что им руководит нечто, неподвластное  влиянию взрослых. Такая вера в фатальность, неизбежность порочности ребенка уже формирует в нем потенциального преступника. Каждому учащемуся необходим позитивный опыт социального взаимодействия, поэтому кропотливая и каждодневная работа классного руководителя должна быть направлена на включение ребенка в специально организованную, воспитывающую, обучающую, развивающую, педагогически целесообразную среду, в которую заложены свойства, стимулирующие и развивающие способности ребенка.
Однако успешность социально-педагогической деятельности классного руководителя, как и любого другого субъекта учебно-воспитательного процесса, напрямую зависит от того, насколько слаженными будут усилия отдельных звеньев в деятельности, направленной на реализацию общих целей. Отсутствие  или выпадение отдельного такого звена приводит к невозможности  плодотворного функционирования всей педагогической системы.
Объектом социально-педагогической деятельности классного руководителя в школе являются учащиеся, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, кроме того, учащиеся, имеющие физические, психические или интеллектуальные нарушения развития. Эти категории учащихся требуют особого отношения и заботы. Однако нельзя утверждать, что дети, которые не испытывают трудностей в учении, воспитываются в благополучных семьях и, на первый взгляд, могут быть «предоставлены сами себе», не нуждаются в пристальном внимании классного руководителя. Равнодушие к таким учащимся, которые кажутся нам, педагогам, самодостаточными и успешными, подчас приводит к тому, что смещаются ценностные ориентиры личности, и ребенок, обладающий яркими способностями, вырастает в гениального преступника или человека, не умеющего распорядиться своим даром.
Необходимость в  социально-педагогической поддержке возникает тогда, когда семья, а зачастую и школа не обеспечивают оптимальных условий для развития, воспитания и образования ребенка, в результате чего возникают трудности в процессе социализации детей и подростков. Таким образом, содержанием и основной направляющей социально- педагогической деятельности классного руководителя становится помощь в интеграции ребенка в общество, поддержка в его развитии, воспитании, образовании, личностном становлении. Следовательно, целью такой деятельности   является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. Однако прежде, чем реализовать цели своей социально-педагогической деятельности, классный руководитель должен хорошо знать особенности развития ребенка и ту среду, в которой он развивается, самостоятельно выявлять факторы, оказывающие негативное влияние на воспитанника. В такой работе можно условно выделить несколько этапов:

Первый этап, основной целью которого является не только выявление проблем, но и изучение интересов, потребностей и склонностей учащихся. Благодаря таким исследованиям в рамках психолого-педагогического диагностирования, закладывается основа для  выбора   классным руководителем стратегии работы по оказанию педагогической поддержки тому или иному ребенку. Значительную роль на данном этапе   работы   педагога  играют  методы педагогического наблюдения, а также  активное  включение  самого классного руководителя в процесс понимания истинных мотивов поведения ученика.
Второй этап,  в рамках которого осуществляется поддержка  ребенка, с целью решения отдельных проблем социализации и параллельного развития интересов, потребностей и склонностей учащегося, а также создаются предпосылки для личностного  роста. Приоритетным направлением такой работы становится  приобщение  учащегося к различным видам деятельности  (исследовательской, творческой, организаторской, спортивной, культурно-массовой и др.), в которых ребенок получает возможность реализоваться. На этом этапе целесообразно максимально расширять возможности для осуществления выбора учеником близкого ему вида деятельности.
Третий этап,  когда акценты в  процессе социализации детей  планируется  поставить на развитие нравственности, на формирование навыков общения, на взращивание умения жить в согласии с собой и другими. На этом этапе важна  профориентационная работа классного руководителя, основанная на глубоких диагностических исследованиях, а также индивидуальная работа с учащимися девиантного поведения.
Поскольку социально-педагогическая деятельность, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ученика и среды,  классный руководитель должен знать и уметь применять различные диагностические методики или же обращаться за помощью к специалистам (психологам, медикам, юристам).
В зависимости от диагноза и общих воспитательных целей воспитания и развития ребенка классный руководитель призван  прогнозировать условия, обеспечивающие личностный рост учащегося; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов.

Следующим направлением социально-педагогической деятельности  классного руководителя является участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка.
Таким образом, в  компетенцию классного руководителя, реализующего задачи социализации учащихся класса, входит выполнение следующих функций:
диагностической;
прогностической;
посреднической;
коррекционно-реабилитационной;
охранно-защитной;
профилактической.
Социально-педагогическая деятельность классного руководителя включает и решение  проблем, связанных с разработкой и реализацией социальных проектов и программ школы; сбор  информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей; обеспечение защиты прав детей в условиях школы (получение детьми необходимого обучения и воспитания, питания); установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по делам несовершеннолетних и другими ведомствами. Главная управленческая функция в социально-педагогической деятельности  педагогического коллектива школы остается за социальным педагогом, осуществляющим социально-правовое руководство всеми участниками учебно-воспитательного процесса, так или иначе участвующими в решении социальных проблем учащихся.

Следует отметить, что на всех этапах учебно-воспитательной работы важной остается согласованность усилий всего педагогического коллектива, а приоритетным направлением становится совместная деятельность социального педагога и классного руководителя.  В современной общеобразовательной школе классный руководитель должен непосредственно участвовать в создании оптимальных условий для социализации ребенка, это позволяет сделать вывод о том, что в условиях массовой школы  классный руководитель - одновременно и учитель, и организатор творческих дел, и наставник, и социальный педагог.

Центральное место в воспитательном процессе всегда традиционно отводится  классному руководителю, его задачей становится координация работы всех элементов  воспитательной системы, установление взаимосвязи между действиями учителей-предметников, социального педагога, психолога, врача, коллективом учащихся и воспитанником. Именно поэтому от качества работы классного руководителя зависит успешность реализации всех воспитательных задач, пути решения которых лежат в организации благоприятной атмосферы и стиля взаимоотношений, в создании педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения, в формировании познавательной и воспитательной урочной и внеурочной творческой деятельности. Делом классного руководителя остается и непосредственное участие в организации занятости школьников в период каникул, освоение новых технологий и методик образования учащихся.
Кто, как не классный руководитель способен первым увидеть тревожные проявления неблагополучия положения ребенка,  порадоваться его успеху, ободрить в случае неудачи?

Несомненно, важные воспитательные задачи решаются классным руководителем внутри детского коллектива, так как именно в классе объективно создается наиболее тесная связь между членами коллектива, в котором учитель является инициатором создания структуры  самоуправления и координатором его функционирования.  Помощь ученику в построении взаимоотношений с коллективом первым оказывает классный руководитель, тем самым  давая возможность ребенку научиться улаживать межличностные конфликты, уважать мнение другого, уметь прощать. Вследствие этого, наиболее приемлемым вариантом для достижения воспитательных целей социализации в современном образовательном учреждении становится  включение  обязанностей социального педагога  в функции классного руководителя.
Основными функциями воспитательных воздействий классного руководителя можно считать следующие: приобщение учащегося к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами  применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

Приоритетными направлениями социально-педагогической деятельности классного руководителя в школе  по социализации учащихся  остаются следующие:
Реализация правового статуса школьника как гражданина и осознание им этого;
Развитие индивидуальных способностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций и подготовка к вхождению во «взрослую жизнь»;
Первичная социализация, формирование детских и молодежных групп и организаций;
Профориентационная работа с различными группами школьников, в том числе учащимися, имеющими отклонения в развитии;
Вовлечение школьников в трудовую производственную деятельность;
Эффективность социально-педагогической деятельности классного коллектива, школы;
Деятельность по формированию коллектива и созданию благоприятного микроклимата межличностных отношений;
Формирование стиля поведения учащихся;
Включенность родителей в социально-педагогические процессы класса, школы;
Оказание помощи в адаптационном периоде учащихся;
Решение адаптационно-интеграционных проблем учащихся старших классов в коллективах, образованных путем слияния;
Создание условий для адаптации детей, лишенных родительского попечения, из неполных и многодетных семей, асоциальных семей;
Включение в работу по организации досуга учащихся через использование возможностей школы и системы дополнительных учреждений (досуговых, спортивных, культурных) по месту жительства детей;
Помощь в решении проблем школьного самоуправления;
Формирование гражданской позиции старшеклассников как направление политической социализации;
Формирование социальной активности учащихся;
Профилактическая система работы по формированию навыков здорового образа жизни (профилактика наркомании, юношеского алкоголизма среди учащихся);
Решение социально-педагогических проблем формирования ценностных ориентаций школьников, в том числе учащихся из неблагополучных и неполных семей;
Внеклассная работа и ее влияние на развитие социальных качеств личности;
Активизация роли семьи в процессе формирования отношения школьников к учебе, труду и т.д.
Выбор основных методов и форм воспитательной работы классного руководителя зависит не только от выбора направления деятельности, но и от степени изученности индивидуальных особенностей отдельного  ребенка, группы детей, коллектива, условий семейного воспитания и т.д.

Если принять во внимание тот факт, что семья является «главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе» (Галагузова), то можно с уверенностью утверждать, что значимое место в социально-педагогической дятельности классного руководителя должна занимать  работа, в рамках которой готовятся предпосылки для создания прочных и долговременных отношений с родителями учащихся. От того, в какой степени  изучены условия проживания семьи, микроклимат отношений, зависит успешность любых воспитательных воздействий, эффективность использования многообразных методов и форм по социализации учащегося. В компетенцию  классного руководителя  входит помощь в обеспечении тех базовых потребностей ребенка, поддержку которых семья порой не может осуществить: физиологических, потребности материальной и социальной защищенности. К понятию «неблагополучная семья» относятся те семьи, в которых не выполняются жизненно важные функции развития и социального становления. В разряд таких семей  включают семьи с низким материальным достатком, ведущие асоциальный образ жизни и  др.

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, рождена в таких семьях. По этой причине обязательной составляющей социально-педагогической деятельности классного руководителя становится работа с семьями учащихся.
Можно  распределить формы и методы работы  классного руководителя с семьей, исходя из того, что вся социально-педагогическая деятельность условно делится на следующие этапы: профилактический, диагностический и   реабилитационный.
Профилактический уровень работы предполагает осуществление ряда мер, направленных на организацию общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне социально-педагогическая деятельность классного руководителя строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. На основе этого определяются проблемы каждой семьи, после чего выбирается стратегия дальнейшей деятельности с целью улучшения состояния. Разработка таких специальных программ  педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей, жизненно необходима в общеобразовательной школе. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания. Следовательно, основным методом работы на данном этапе становится метод индивидуальных бесед и наблюдений за характером отношений в семье.
Педагогическое просвещение родителей также осуществляется через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей (работа  классного родительского комитета). Одной из проблем современной школы в последние десятилетия становится смещение акцентов в этом направлении работы с родителями: содержание родительских собраний классных коллективов чаще преследует достижение сиюминутных целей: обсуждаются вопросы повышения качества образования, материального оснащения образовательного учреждения, вопросы дисциплинарного характера и т.д. Ушли в прошлое родительские  лектории, на которых обсуждались проблемы межличностных отношений в семье, вопросы психологической поддержки ребенка и т.д. Целесообразно возвращение к такой форме работы, проведение просветительского лектория по пропаганде ненасильственного воспитания, вооружения родителей способами  профилактической работы по предупреждению курения и наркозависимости. Пристальное внимание  классного руководителя должно быть обращено к так называемым благополучным семьям. Дети из семей с высоким материальным достатком
В практике классного руководителя методы и средства работы семьей могут быть разными, но их эффективность зависит от характера помощи по социализации ребенка в условиях семьи, от готовности обеих сторон воспитательного процесса (школы и семьи) объединять свои усилия.

На диагностическом этапе социально-педагогическая  деятельность классного руководителя предполагает наличие двух вариантов направлений работы:
Если ребенок или родители семьи осознают наличие проблем и самостоятельно обращаются за помощью, классный руководитель участвует в сборе дополнительной информации, оценивает ситуацию и в случае необходимости предлагает консультативную помощь психолога, социального педагога, врача, учителей предметников.
В том случае, если наличие и степень тяжести проблем в социализации не осознаются ни ребенком, ни семьей, в компетенцию  классного руководителя входит сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней и обеспечение обратной связи.
Второй вариант более распространен в условиях массовой школы, когда зачастую только педагог озабочен состоянием ребенка, негативным влиянием на него социума, его неуспешностью  в той или иной сфере образовательной деятельности.

На данном этапе уместно использование следующих диагностических методов:
1. Наблюдение, позволяющее определить пол, возраст, национальность, степень материальной обеспеченности, черты характера, уровень интеллектуального развития и состоянии е психики ученика;
2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану;
3.  Проведение письменного опроса;
4. Тестирование в виде стандартизированного набора заданий, позволяющих определить уровень знаний ребенка,  состояние его личностных и психических характеристик.
В рамках общеобразовательного учреждения могут широко использоваться шкальные методики, определяющие эффективность работы с семьей и фиксирующие состояние проблем семьи до работы  классного руководителя и после. С целью составления общего представления об эмоциональном состоянии семьи, особенностях мироощущения каждого из членов семьи применяются карточные методики. Семье предлагается набор карт с определенным смысловым содержанием, которые необходимо расположить по времени – прошлое, настоящее и будущее. Главное внимание следует уделить методикам проективным, так как именно они позволяют получить общее представление о неосознаваемых ребенком и родителями состояниях (тревожность, бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание). Кроме того, уместно применение в школьной практике педагога и других методик: ассоциативных, построенных на словесных ассоциациях (система незаконченных предложений), экспрессивных (использование рисунков).  Целесообразно использовать методы, предполагающие работу с документацией: изучение документов, сбор информации о жизни учащегося, истории его семьи.
Реабилитационный – важнейший уровень в работе с семьей, так как проводится на всех уровнях общения, включающий систему мероприятий с целью быстрейшего и наиболее полного восстановления полноценного функционирования различных категорий населения в жизни отдельного ребенка. На этом уровне работы с родителями школьников классным руководителем используются следующие методы:
1. Беседа;
2. Включенное наблюдение;
3. Убеждение;
4.  Метод «письмо-обращение»;
5. Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору);
6. Диспут (подготовленное обсуждение важных вопросов);
7. Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем).
8.  Массовые акции (субботники, праздники);
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приемов на различных этапах работы позволяет  классному руководителю  не только находить точки соприкосновения с семьями учащихся, но и организовывать,  планомерно осуществлять поддержку социального статуса семей учащихся, принимать участие в разрешении их проблем, и тем самым готовить почву для включения ребенка в коллектив одноклассников, в воспитательное пространство школы, а значит, создавать оптимальные условия для социализации воспитанников.

Сложной и одновременно важной частью социально-педагогической деятельностью классного руководителя является работа с детьми, которых выделяют как отдельную группу риска. Это учащиеся, сталкивающиеся с проблемами в обучении, с отклонениями в поведении, дезадаптированные и педагогически запущенные. Не случайно возникло в педагогической практике определение «трудные» по отношению к ним, ведь эта категория детей создает особые проблемы и требует особого подхода от учителей.  К таким учащимся относятся:
Дети с отклонениями в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
Дети из неблагополучных, асоциальных семей;
Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и психологической помощи и поддержке.
Вследствие влияния различных негативных факторов, именно эти группы учащихся не только представляют опасность для окружающих и общества, так как их поведение не вписывается в рамки общепринятой морали, но и сами постоянно подвергаются риску:  риску потерять  жизнь,  собственное здоровье, нормальные условия для полноценного развития.
Задача классного руководителя – оказать помощь таким учащимся, направленную, с одной стороны, на изменение социально опасной ситуации в их жизни, а с другой – на минимизацию  проблем в образовании и трудностей социального характера.
Комплексность проблем, требующих решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль, бесспорно, принадлежит классному руководителю, то есть специалисту, способному осуществить долговременную кропотливую работу по социализации трудных учащихся.  Классный руководитель,  опираясь на помощь  других педагогических работников, формирует банк данных на детей группы риска, куда включается полная информация о семьях с социально опасным положением, о безнадзорных детях, об употребляющих наркотические средства, совершивших правонарушения и других.  Такого рода деятельность в рамках немногочисленного коллектива класса требует от классного руководителя такта и корректности. Следующим шагом становится составление психолого-педагогической характеристики с целью уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ученика. На основе выявленных проблем определяется  программа деятельности с каждым ребенком. На этом этапе   классный руководитель должен с помощью использования метода индивидуального наблюдения не только констатировать степень влияния социально-педагогических воздействий на учащихся, но и  определять направление  дальнейшей работы с ребенком.
Название «метод индивидуального наблюдения» не в полной мере отражает сути воспитательных взаимодействий между учеником и учителем,  так как предполагает активную позицию педагога, влияющего на некий «объект». В практике школы возник новый термин – «индивидуальное ведение» учащегося, с помощью которого можно очертить технологию, предполагающую не только изучение индивидуальности ребенка, его интересов, потребностей, склонностей, но и сам процесс, в ходе которого идет поэтапное продвижение и воспитанника, и педагога к намеченным целям. Бесспорно, чтобы преодолеть трудности в воспитании и образовании учащихся, которых считают трудными, необходимо понять «каждого отдельного человека как воплощенное единство всеобщего, особенного и отдельного» (Бим-Бад Б.М.)
Бесспорно, фундаментом  использования такого метода является «безусловное принятие личности ребенка», с его проблемами и трудностями и желание помочь  ученику, не взирая на его недостатки. Вспомогательными методами в такого рода деятельности классного руководителя являются метод беседы, наблюдения и др.
Однако к  какой категории трудных детей ни относили бы ребенка педагоги, универсальным способом остается включение учащегося в воспитательное поле школы, где ученик проводит большую часть своего времени. На основе глубокого и всестороннего изучения склонностей, потребностей и интересов учащегося возможно выстраивание индивидуальной программы, главную роль в реализации которой играет прежде всего классный руководитель. Именно он координирует деятельность всех звеньев учебно-воспитательного процесса, помогает учащемуся уладить проблемы в обучении, выявляет возможности для полезной организации его внеурочной времени.  Огромный потенциал скрыт в налаживании связей внутришкольного воспитательного пространства с различными детскими центрами, библиотеками, спортивными учреждениями, находящимися по микрорайону школы. Необходимость широкого использования всех возможностей воспитательных воздействий этих объектов наряду с воспитательной средой самой школы требует налаживания тесного сотрудничества  общеобразовательного учреждения и спортивных школ микрорайона, а ведь большинство ребят, имеющих склонность к асоциальному поведению,  нуждаются в привлечении их к занятиям спортом. 
Таким образом, заинтересованный в решении проблем дезадаптации классный руководитель не только организовывает деятельность учащихся во время уроков, но и направляет детей к определенным видам организации их досуга.

Сегодня можно говорить о необходимости расширения сети кружков и секций, руководители  которых должны предоставить всем ученикам  общеобразовательной школы выбор в проведении свободного от учебы времени. Система классных часов и творческих дел, целью которых становится самореализация учащихся, может включать встречи и беседы с интересными людьми (родителями, родственниками, выпускниками школы, ветеранами), которые смогли состояться, найти свое место в жизни. Учащиеся, испытывающие влияние проблем социального характера, особенно нуждаются не только во всестороннем развитии способностей, в воспитании чувства прекрасного, но и в общении с теми, кто смог реализовать свои замыслы в реальной жизни.
Диагностика и коррекция развития психосоциальной сферы трудных детей относится к числу наиболее важных проблем, решение которых требует от каждого педагога развития социальной компетенции. Реализация некоторых направлений данной деятельности также входит в функциональные обязанности классного руководителя, который совместно с педагогами-предметниками осуществляет важнейший этап  социально-педагогической деятельности – помощь в решении острых вопросов, затрудняющих социализацию учащегося. Например, на учащихся, неспособных нести ответственность за свои действия и соблюдать дисциплину, можно воздействовать с помощью обучения их способам самоконтроля. Формирование организаторских навыков позитивно влияет на детей с недостатком лидерских качеств, не умеющих постоять за себя. Решение вопросов межличностного общения связано с использованием в практике классного руководителя и учителей-предметников методов, предполагающих индивидуальную и групповую работу, а также создание временных и постоянных групп по интересам. Проблемы учеников, чувствительных к критике, агрессивных по отношению к окружающим, нетерпимых, целесообразно решать с помощью методов и приемов, способствующих формированию критического мышления. Однако эти проблемы требуют использования целого комплекса мер со стороны учителей, школьного врача, психологов школы, педагогов дополнительного образования и классного руководителя, координирующего эти педагогические воздействия.
Основными направлениями работы классного руководителя по диагностике и коррекции психосоциального развития учащихся с отклонениями в поведении и испытывающих трудности в социализации могут стать следующие:
Выявление круга проблем учащегося и параллельная диагностика его интересов, склонностей, потребностей;
Составление психолого-педагогической характеристики на основе полученных данных, документов, анкетирования, бесед, наблюдения;
Составление программы «индивидуального ведения» ученика;
Составление модели воспитательной работы в классном коллективе с учетом наличия групп по интересам,  характера межличностных отношений в классе и перспектив развития каждого учащегося;
Определение учащихся, способных курировать отдельные направления работы с трудными детьми (организация групп взаимопомощи, «творческих союзов» поддержки и т.д.).

Категория: Классное руководство | Добавил: Web-master (19.12.2012)
Просмотров: 3787 | Рейтинг: 0.0/0
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.