Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Вторник, 06.12.2016, 11:11
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 9 классе

М. Ю. Лермонтов Лирика, «Герой Нашего Времени»
18.04.2012, 01:09
       М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

                                                                                                   Лирика, «Герой нашего времени»

«Коренной переворот, совершенный Пушкиным в литературе, не отменил романтизма, как не оттеснил на второй план пафос времени — вопрос о судьбе и правах человеческой личности, — пишет В. И. Коровин в книге „Русская поэзия XIX века". — Воплотить с наибольшей полнотой эту проблематику выпало на долю великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова».

Обратим внимание учащихся на прочитанные ранее лермонтовские произведения — «Два великана», «Беглец», «Бородино», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова...» и другие. Примерные вопросы для небольшой беседы:

— Какие произведения М. Ю. Лермонтова вами прочитаны и какие из них стали для вас особенно любимыми? Какие темы поднимает в них поэт? Что вы знаете о его жизни и творчестве?
— Где он родился, учился? Кем воспитывался? Какие литературные места связаны с Лермонтовым? Какие произведения поэта известны вам, но еще не прочитаны? Что вы знаете о его короткой жизни? Как погиб поэт?

Распределим между учащимися материал для подробного рассказа о жизни и творчестве Лермонтова:

— Рождение. Детство. Москва. Тарханы (1814—1827).
— Годы учения. Московский благородный пансион. Московский университет. Школа гвардейских подпрапорщиков («Испанцы», «Жалобы турка», «Нищий», «Желание», «Парус» и др. — 1828—1834).
— Петербург. Новгородский драгунский полк, Петербургский гусарский («Дума», «Поэт», «Демон», «Тамань», «Фаталист» и др. — 1834—1836).
— Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка Лермонтова на Кавказ (1837).
— Лермонтов в Гродненском гусарском полку под Новгородом (1838).
— Лермонтов в Петербурге (1838—1840).
— Лермонтов в Москве (1840).
— Вторая ссылка на Кавказ (1840).
— Последняя поездка в Петербург (1841).
— Дуэль с Мартыновым и смерть в Пятигорске (1841). 

На следующих уроках одни школьники под руководством учителя рассказывают каждый об одном из этапов жизни поэта, другие читают и обсуждают избранные заранее стихотворения или отрывок из романа и поэмы данного периода, высказывают свои суждения о прочитанном.

Попробуем определить самое главное в этих рассказах девятиклассников:

1-я тема — Рождение в Москве. Переезд в Тарханы. Смерть матери, ссоры семейные и разлука с отцом. Бабушка Е. А. Арсеньева и воспитание внука. Пензенский фольклор. Внимание к рассказам о Пугачеве. Поездки с бабушкой на Кавказ (1818, 1820, 1825). Переезд в Москву осенью 1827 года.

«Панорама Москвы»

2-я тема — Просветительские традиции Московского благородного пансиона. Знакомство с семьей Сушковых, Лопухиных. Роль Московского университета в истории русского просвещения. Кружок Белинского. Любовь к Н. Ф. Ивановой, уход из университета и переезд в Петербург. Лермонтов в школе гвардейских подпрапорщиков.

3-я тема — Лермонтов — корнет лейб-гвардии гусарского полка. Выезды в свет. Любовь к Сушковой. Петербургские театры. Работа над драмой «Маскарад», романом «Княгиня Лиговская». Поездка в Петербург («Маскарад», «Демон», «Тамань», «Фаталист».)

4-я тема — Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка на Кавказ. Лечение в Пятигорске. Сказка «Ашик-Кериб».

5-я тема — В Гродненском полку под Новгородом. Посещение Жуковского и передача ему поэмы «Тамбовская казначейша» для «Современника». Отъезд поэта в Петербург.

6-я тема — Лермонтов в Петербурге. Служба в гусарском полку. Общение с Жуковским, Плетневым, Вяземским, А. Тургеневым, В. Одоевским, С. Н. Карамзиной и др. Работа над романом «Герой нашего времени». Столкновение с де Барантом в доме графини Лаваль. Дуэль. Арест и суд. Встреча с Белинским. Прощальный вечер у Карамзиных. Отъезд из Петербурга.

7-я тема — Лермонтов в Москве. Чтение автором поэмы «Мцыри». Лермонтов и семейство Мартыновых. Отрывки из «Мцыри», «Демона», «Маскарада», других произведений по выбору учителя и учащихся.

8-я тема — Лермонтов во второй ссылке на Кавказе. Участие в военных действиях. Сражение при Валерике. Послание В. Лопухиной. Представления Лермонтова к наградам. Отказы Николая I. Отпуск в Петербург. Творчество Лермонтова на Кавказе в 1840 году.

9-я тема — Последняя поездка в Петербург. Встречи с Карамзиным. Высказывания Белинского о Лермонтове. Появление в «Отечественных записках» стихотворений «Завещание» и «Родина».

10-я тема — Столкновение с Мартыновым в доме Верзилиных. Дуэль и смерть в Пятигорске.

Литературоведы говорят и о широкой тематике юношеской лирики, и о жанровом разнообразии (послания, баллады, стансы, элегии, романсы, эпиграммы, эпитафии, мадригалы и пр.).

Далее учитель подытожит работу по вопросам:

— Сравните стихотворение «Поле Бородина» и «Бородино». Какова эволюция?
— Каково значение стихотворения «Смерть Поэта»?
— Тема поэта и поэзии у Лермонтова и Пушкина. Традиция «разговора о поэзии» в русской литературе.
— Какие произведения Лермонтова говорят о его неизменном интересе к фольклору?
— Лирическая поэзия, посвящения, послания. Назовите и прочитайте одно из таких стихотворений поэта.
— Военная лирика. Какие примеры произведений М. Ю. Лермонтова на эту тему вы можете привести?

Остановимся подробнее на прочитанном «Герое нашего времени»:

— Какие суждения критиков об этом произведении известны? Нравятся ли его герои? Какие главы кажутся особенно интересными?
— Романтическим или реалистическим произведением является роман М. Ю. Лермонтова? Кто такой Печорин? Сознательно ли выбирает он позицию эгоиста?

Каким вам представляется герой? Исследователи считают, что противоречия героям намекают на существо жизни, а события, происходящие с Печориным, демонстрируют с очевидностью фатальный ход жизни. Согласны ли вы с этими суждениями?

Если считать, что в Печорине живут две стихии — природная, естественная и искажающая ее социальная, то как проявляются они в различных ситуациях?

Подготовьте рассказы-характеристики Печорина и Грушницкого, Веры и Мери, Максима Максимыча. Какие характеры показались вам наиболее симпатичными? Чьи поступки и слова кажутся вам убедительными? Подтвердите свою мысль примерами (сценами, диалогами, описанием поступков героев).

«Эгоистическая позиция Печорина, принятая им как принцип жизненного поведения, помогает ему увидеть истинное лицо действительности и любого человека, с которым он сталкивается. Герой пробуждает в каждом его истинное существо, истинную натуру, он добирается до нее чувством и разумом и заставляет каждого высказать эту натуру в чувствах, поступках, в поведении, в действии...

Печоринская позиция высветляет тайные, скрытые чувства „диких", нецивилизованных людей, обнажает корысть и эгоистический интерес, проникающий в среду, которая в романтической литературе считалась естественной. Аналитический ум Печорина разоблачает эту идиллию, докапываясь до существа характеров Казбича и Азамата. Может быть, единственным действительно „естественным человеком" выступает Бэла. В ней сохранилась природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство», — пишет В. И. Коровин («Творческий путь М. Ю. Лермонтова»).

— Подумаем вместе над тем, как раскрываются эти характеры, как обнажается «истинная натура» действующих лиц.
— Можно ли сказать, что Грушницкий олицетворяет торжество эгоизма? А Вернер застыл в эгоистической позиции, которая сделала его несчастным? Мери благородна, человечна, но и в ней есть условности (она принимает и оправдывает поведение Печорина).

Согласны ли вы с мыслью, что жертвенная любовь Веры вызывает в Печорине искреннее чувство?

В книге В. И. Коровина «Творческий путь М. Ю. Лермонтова» глава о «Герое нашего времени» завершается выводом, что хоть Лермонтов в романе и пришел к реалистическому принципу изображения жизни, но он не остается в творчестве писателя единственным, а сосуществует с романтическим методом. «Лермонтов приводит Печорина к сознанию, что жизнь едина. Она приносит страдания, чревата трагедиями, невыносимо „скучна", но лишь в ней личность может обрести счастье, испытать радость борьбы, приобщиться к духовным ценностям».

Каким выводом вы сопроводили бы свое знакомство с этим романом, который, конечно, относится к шедеврам русской литературы XIX века?

Завершая знакомство с некоторыми произведениями поэта — стихотворениями и драмой, поэмами и романом «Герой нашего времени», вспомним восприятие поэзии М. Ю. Лермонтова поэтом и философом Д. С. Мережковским:

«С годами я полюбил Пушкина, понял, что он велик больше, чем Лермонтов. Пушкин оттеснил, умалил и как-то обидел во мне Лермонтова: так иногда взрослые нечаянно обижают детей. Но где-то в самой глубине души остался уголок, не утоленный Пушкиным.

...Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда?

Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии».

Завершающими вопросами и заданиями для размышлений и устных и письменных сочинений могут служить такие:

— Каково ваше восприятие пушкинских и лермонтовских произведений?
— Можно ли сравнить Онегина и Печорина?
— В чем пафос поэзии Лермонтова?
— Чем интересны герои «Маскарада» и «Демона», «Мцыри» и «Песни про купца Калашникова...», «Героя нашего времени» (на выбор)?
— О каком произведении Лермонтова вы хотели бы рассказать подробнее в сочинении или эссе?
— Каких иллюстраторов лермонтовских произведений вы знаете и какие из них кажутся вам наиболее «лермонтовскими»? (Серов, Пастернак, Врубель, Васнецов, Билибин и др.)
— Какие произведения экранизированы или поставлены в театре? Расскажите об одной экранизации или спектакле, опере, вам известной.
— Весть о дуэли и смерти Лермонтова взволновала всех, и всегда было подозрение в том, что это было убийство. (Каковы были условия дуэли? Заявлял ли Лермонтов о своем отказе от выстрела? Когда и как выстрелил Лермонтов? Что можно сказать о действиях Мартынова и секундантов?) Что вы думаете об этом?
— Какие высказывания о творчестве Лермонтова вам известны? Каковы они? (К каким высказываниям о жизни и творчестве поэта вы бы присоединились?) Какие произведения поэта положены на музыку?

Проведите небольшую научно-исследовательскую работу. Сравните черновой и окончательный тексты в стихотворении «Смерть Поэта», подумайте, почему поэт сделал такие поправки.

Черновой 

а) Не вы ль сперва так долго гнали...
б) Чудный дар
в) Из любопытства возбуждали...
г) Его противник хладнокровно
Наметил выстрел
д) Зачем он руку дал клеветникам безбожным
е) Коварным шепотом презрительных невежд

Окончательный

Не вы ль сперва так злобно гнали...
Смелый дар
И для потехи раздували...
Его убийца хладнокровно
Навел удар
...клеветникам ничтожным...
...насмешливых невежд...

По мнению некоторых исследователей, главное содержание поэзии Лермонтова — человек с его тоской и одиночеством и его жизнеутверждающий порыв, жажда борьбы. В каких стихотворениях и поэмах это звучит?

В чем видит Лермонтов общественное значение поэзии?

Сопоставьте точки зрения Белинского и Добролюбова о Печорине.

Подготовьте сочинение или доклад на темы: «Мое восприятие произведений Пушкина и Лермонтова», «Мой любимый герой Пушкина и Лермонтова», «Лермонтов — жизнь, творчество, судьба» и др. или сформулируйте собственную тему, которая возникла у вас благодаря чтению пушкинских и лермонтовских произведений.

Какие критические статьи, книги о Лермонтове вам известны (И. Андроников, С. Наровчатов, Д. Максимов, Э. Герштейн, В. Коровин и др.)? Расскажите об одной из них.

Возможны и такие задания.

Дайте отзыв на одну из книг, например:

Иванова Т. А. Лермонтов на Кавказе. — М., 1975.
Чекалин С. В. Лермонтов. Знакомясь с биографией. — М., 1991.
Иванова Т. А. Лермонтов в Москве. — М., 1979.

В мире немного энциклопедий, посвященных одному писателю (например, Шекспировская энциклопедия).

Познакомьтесь с уникальным изданием о творчестве Лермонтова — Лермонтовской энциклопедией. Она поможет учащимся подготовиться к уроку, вечеру, конкурсу, получить справку по любому затрудняющему их вопросу.

Сопоставляя судьбу, творчество Пушкина и Лермонтова, Ст. Золотцев (Литература в школе. — 1991. — № 5) пишет:

«Оба поэта были очень русскими людьми. Но каждый исключительно по-своему. Образ поэзии старшего из них и его собственный — размах русской души, ее солнечность, жизненная сила. Ее органичность в жизни, умение принимать мир мудро, таким, какой он есть. Да, какие бы тяготы и муки ни выпадали на долю Пушкина, он, даже бунтуя и протестуя, восставая против злых сил судьбы и общества, был все-таки в ладу с миром. И с собой... У Лермонтова — все противоположно. Недаром парус его одинок. И не случайно так поражает наше воображение образ одинокого листка, оторвавшегося от родимой ветки...

Лермонтов всей своей судьбой и творчеством показал, какие грозы и бури могут таиться во внешне спокойной и мягкой русской личности, каким могучим бунтом может взрываться его дух, как несмиренен и неукротим бывает он в своем разладе, в своем споре с миром, людьми и с самим собой. Как глубок».

Предложите школьникам передать основные мысли этих высказываний. Согласны ли вы с ними? В чем вы видите отличие пушкинских и лермонтовских стихотворений?

Категория: УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 9 классе | Добавил: Admin
Просмотров: 5415 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.