Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Вторник, 06.12.2016, 13:14
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
17.04.2012, 20:52

                                                                                                                                            Н. В. ГОГОЛЬ

                                                                                                                             «Ночь перед Рождеством»
Беседу  о повести «Ночь  перед  Рождеством»  можно  начать  с рассказа  о том,  почему сборник,  куда  вошло  это  произведение,  назван «Вечера  на хуторе  близ  Диканьки». Учитель  коснется  своеобразия  композиции  этого  произведения,  а также  истории  его создания.  В связи  с этим  можно  коротко  рассказать  о детстве  писателя,  его  жизни в Петербурге, интересе  к украинскому фольклору. Обращение Гоголя  к украинской  теме было  закономерно.  Его  детство  и юность  прошли  на Украине.  Отсюда  он вынес  свои первые  впечатления  о жизни,  здесь  зародилась  в нем  любовь  к украинскому фольклору. Приехав  в Петербург,  Гоголь  неожиданно  для  себя  почувствовал  здесь  атмосферу глубокого интереса к украинской культуре.

«Здесь  так  занимает  всех  все  малороссийское…» —  с радостным  изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

В повести «Ночь  перед  Рождеством»  сильно  и ярко  выражена  поэтическая  душа народа:  его  извечное  стремление  творить  добро,  непримиримое  отношение  к фальши, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор.

Вступительное  слово  учителя  может  быть  завершено  чтением  статьи  в учебнике, а также  короткими  сообщениями  учащихся (на две-три  минуты),  которые  заранее подготовлены  дома  по книгам  И. Золотусского «По следам  Гоголя» (М.:  Детская литература, 1984), главы: «Сорочинцы», «Васильевка», «Нежин», «Петербург»; Н. С. Шер «Рассказы о русских писателях» (М.: Детская литература, 1982) и др.

Варианты  изучения  повести  Гоголя  могут  быть  разными.  Учитель  может  подробно остановиться  на истории  создания  повести,  а также  жизни  писателя  в Петербурге,  что поможет  учащимся  в какой-то  степени «войти  в повесть».  Другой  вариант —  чтение
и изучение  повести  сразу,  если  учащиеся  уже  знакомы  с историей  ее создания,  так  как в V классе  они  изучали  одну  из повестей «Вечеров  на хуторе  близ  Диканьки» — «Заколдованное  место».  В любом  случае  изучение  повести  будет  проходить «вслед
за автором».

При  чтении  повести «Ночь  перед  Рождеством»  встречается  довольно  много незнакомых  слов.  Обращается  внимание  учащихся  на то,  что  в предисловиях  к I и II частям сборника даны «по азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны». Некоторые из них можно включить в рассказ учителя, другие будут объяснены короткими репликами при чтении.

Во время  рассказа  учителя  можно  было бы  показать  репродукции  картин А. И. Куинджи «Ночь  на Днепре»,  И. Е. Репина «Вечорницi»  и др.,  которые  дадут возможность  лучше  представить  обстановку  и место  действия,  одежду  и обычаи украинского народа.

Текст  повести  обязательно  должен  звучать  в классе.  Это  поможет  почувствовать особенности  стиля  Гоголя.  При  чтении  нужно  не только  выделять  главное  в поведении героев,  но и обращать  внимание  на поэтичность  и обаяние  картин  украинской природы, а также юмор, которым пронизано все произведение Гоголя.

В классе  учитель  может  прочесть  три  главки  с краткими  комментариями (до слов: «Мороз  увеличился,  и вверху  так  сделалось  холодно,  что  черт  перепрыгивал  с одного копытца на другое…»).  

Далее  можно  предложить  озаглавить  каждую  из прочитанных  частей,  желательно цитатами из текста. Например:

      1. «Черт украл месяц».
      2. «Два кума отправились в дорогу».
      3. «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка».

Учащиеся  продолжат  озаглавливать  прочитанные  части,  самостоятельно  знакомясь с произведением, чтобы по завершении работы был составлен план всей повести.

На дом предлагается прочитать  следующие пять частей (до слов: «Шумнее и шумнее раздавались  по улицам  песни…»)  и озаглавить  их.  Выбрать  одну  из сцен  и подготовить художественный пересказ.

Второй урок начинается с проверки домашнего задания. Учащиеся читают следующие пункты  плана  и вносят  свои  поправки.  Приводим  примерные  названия  прочитанных частей:

      4. «Вылезши  из печки  и оправившись,  Солоха,  как  добрая  хозяйка,  начала  убирать и ставить все к своему месту; но мешков не тронула».
      5. «Больно поколотил проклятый кузнец!»
      6. «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!»
      7. «Кузнец  вошел,  не говоря  ни слова,  не снимая шапки,  и почти  повалился  на лавку. Заметно было, что он весьма не в духе».
      8. «Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда…»

Следующий  этап урока — художественный пересказ отдельных  сцен: «Солоха  точно ведьма», «Чуб по дороге к дьяку», «Солоха и именитые обитатели села» и др.

Выполняя  эту  работу,  ученик  определит  начало  и конец  художественного  пересказа, самостоятельно  выделит  отдельные  художественные  детали,  сосредоточит  внимание на элементах характеристики героя.

Завершить работу можно беседой по вопросам, предложенным в хрестоматии:

      1. С какими  героями  познакомились  вы в прочитанных  главах  повести?  Опишите одного из них.
      2. Какие герои повести Гоголя встречались вам ранее в народных сказках?
      3. Найдите  портрет  Оксаны.  Перечитайте  эти  строки.  Рассмотрите  иллюстрации Ю. Лебедева  или  А. Каневского.  Какой  момент  запечатлел  художник?  Озаглавьте иллюстрацию словами текста.
      4. Какие  отношения  сложились  у кузнеца  Вакулы  с нечистой  силой?  Почему  черт поклялся мстить ему?  
      5. Что помешало казаку Чубу добраться до дьяка и почему, возвратившись, он не узнал своей хаты?

Дома  ребята  читают  повесть  до слов: «Сначала  страшно  показалось  Вакуле» — и озаглавливают  прочитанные  части.  Выбирают  один  из диалогов  для  выразительного чтения в классе.

На третьем  уроке  учащиеся  продолжают  озаглавливание  сцен  и составление  плана.

Примерные названия частей:

—  «Прощай, Оксана! Ищи  себе  какого  хочешь жениха,  дурачь  кого  хочешь;  а меня не увидишь уже больше на этом свете».
— «Попробую еще средство: пойду к запорожцу пузатому Пацюку».
— «Кум набрел на мешки и остановился в изумлении».

Далее  в выразительном  чтении  звучат  диалоги,  выбранные  учащимися  заранее: разговор  Чуба  и кума  по дороге  к дьяку,  Оксаны  и Вакулы,  Чуба  и Вакулы,  Солохи и ее поклонников и др.

После этой предварительной работы классу предлагается обратиться к сцене «Вакула у Пацюка», чтобы учащиеся могли составить сценарий (см. задание в хрестоматии).

В оставшееся  время  можно  провести  работу  с иллюстрациями.  Учащиеся рассматривают  иллюстрации  разных  художников:  Ю. Лебедева,  А. Каневского, М. Родионова. Отвечают на вопросы: что изображено на рисунке? Какими словами можно озаглавить?  Иллюстрации  какого  художника  понравились  больше  и почему?  Какие устные  иллюстрации  можно  было бы  создать?  Работа  завершается  описанием  одной из иллюстраций.

Дома  учащиеся  дочитывают  повесть  до конца,  завершают  озаглавливание  ее частей, выделяют  происшествия  и приключения  героев,  которые  можно  было бы  назвать комическими, и думают над тем, что при чтении вызвало смех.

На четвертом уроке завершается работа над планом.

— «Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом…»
—  «Погляди,  какие  я тебе  принес  черевики! —  сказал  Вакула, —  те самые,  которые носит царица».
—  «…Еще  больше  похвалил  преосвященный  Вакулу,  когда  узнал,  что  он выдержал церковное  покаяние  и выкрасил  даром  весь  левый  крылос  зеленою  краскою  с красными цветами».

План читается с начала и до конца.

Естественным  продолжением  урока  явится  беседа  по вопросам  хрестоматии.  Беседа поможет  уяснить,  как  понята  повесть,  и подведет  учащихся  к осознанию  итоговых вопросов: 

      1. Почему Вакула добивается своей цели? В чем была его сила?
      2. Какие  народные  легенды  использовал  Гоголь  в «Ночи  перед  Рождеством»? Сравните фантастику в этом произведении с фантастикой в известных вам сказках. В чем, по-вашему, их различие?
      3. В повести «Ночь  перед  Рождеством»  много  пословиц  и поговорок…  Вспомните, когда и кем они были произнесены. В чем еще проявляется народный характер повести?
      4. Найдите  в повести  слова  и выражения,  которые  вы встречали  в народных  сказках. Какой, по-вашему, вывод можно из этого сделать?
      5. О каких  народных  обрядах  рассказывает Н. В. Гоголь  в повести  и какими  песнями сопровождались эти обряды?

Следующая часть урока посвящается изображению комического в повести.

На протяжении  всех  уроков  учитель  постоянно  обращал  внимание  на юмор произведения  Гоголя.  На четвертом  уроке  отводится  специально  время  для  осознания природы  юмора,  его  специфики.  Учащиеся  называют,  а затем  читают  найденные  ими
юмористические  сцены,  например: «Возвращение  Чуба  в свою  хату», «Поклонники у Солохи», «Вакула  у Пацюка», «Как  были  найдены  Чуб  и дьяк», «Встреча  Чуба с Головою» и др. Шестиклассники пытаются  определить, что  вызывало при чтении  этих сцен смех. Далее читается в учебнике определение юмора, после чего предлагается найти в повести «Ночь перед Рождеством» примеры:

      1) неожиданных поступков или слов героев;
      2) гиперболы — преувеличения до неправдоподобия.

Категория: УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе | Добавил: Admin
Просмотров: 16190 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.3/16
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.