Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Пятница, 19.04.2024, 15:06
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе

М. Ю. Лермонтов. «Парус». «Тучи». «Утес». «Листок». «Три пальмы»
17.04.2012, 20:50

М. Ю. Лермонтов. «Парус». «Тучи». «Утес». «Листок». «Три пальмы»

Два  стихотворения Лермонтова предложены для изучения и несколько — для чтения и обсуждения.  Поэтому  тему  целесообразно  построить  так:  один  урок —  вступление и работа  над  стихотворением «Парус»,  другой —  работа  над  стихотворениями «Тучи»
и «Три  пальмы»,  третий  урок —  чтение  и обсуждение  стихотворений,  предложенных в учебнике (или  других,  выбранных  учителем  и учениками).  Возможна  и иная последовательность.

Задача  вступления  не столько  дать  сведения  о биографии,  сколько  познакомить с личностью поэта. Поэтому во вводной статье учебника говорится о необычности судьбы Лермонтова  с детства,  о его  рано  проявившейся  гениальности,  о постоянной устремленности  к чему-то  неизведанному.  Обратится ли  учитель  к этой  статье  или построит свое вводное слово — эти черты личности поэта будут в центре внимания.

Трудность  выразительного  чтения  и изучения  стихотворения «Парус»  в том,  что  оно несет  в себе  неисчерпаемый  смысл  и,  выраженный  словами,  он суживается  и даже ускользает.  В нем  привычно  воспринимаются  революционные  настроения,  но это  лишь
одна  из возможных  интерпретаций  стихотворения.  Не менее  значимы  и поиски  смысла жизни,  и выражение  свободы  человеческого  духа,  его  вечной  неудовлетворенности, стремления  к гармонии.  Поэт  не столько  рисует  картины,  сколько  вызывает их в воображении  по намекам.  Что  такое,  например, «в тумане  моря  голубом»?  И море, и небо,  и простор,  и отсутствие  других  предметов,  кроме  паруса,  и дымка  тумана, и ощущение  красоты,  и щемящее  чувство  одиночества,  недостижимости  чего-то прекрасного, и многое еще.

Поэтому  не будем  стремиться «анализировать»  каждую  строку  стихотворения в классе. Главное — чтобы ребята почувствовали, прониклись настроением, выраженным в нем,  осознали  символическое  значение  образов.  Причем  нельзя  упростить  это понимание.  Иногда  приходится  слышать  высказывания  типа: «Парус —  это  человек, революционер»  и т. п.  Это,  конечно,  такое  упрощение,  при  котором  исчезает  смысл. И «мятежность»  его  вовсе  не означает  только «отрицания  существующего  строя». И «просит бури» вовсе не означает стремления к революции. Все гораздо глубже. Во всем контексте  лермонтовской  поэзии  буря —  это  стихия,  хаос,  разрушение,  освобождение стихийных  сил  природы  и человека,  яростная  борьба,  грозящая  гибелью, но и пробуждающая  восторг,  дающая  возможность испытать  свои  силы («Мцыри»). Она может  дать  лишь  на миг «упоение  в бою»,  но не удовлетворение  высоким  стремлениям человека.  Но и «покой» —  реальный  покой:  спокойное  море,  отсутствие  препятствий, бездействие  тоже  не идеал,  напротив,  это  состояние  вызывает  всегда  неприятие лермонтовского  героя («Три  пальмы»).  К чему же  он стремится?  К невозможному!  Буря не дает ему чувства счастья. Но и спокойное море заставляет парус просить бури. А хочет он такого  состояния,  в котором  соединилось бы  то ценное,  что  несет  в себе  буря,  с тем прекрасным,  что  может  проявиться  в покое. Он хочет  гармонии,  устремлен  к абсолюту, а потому  не может  удовлетвориться  ничем  достигнутым.  Это  мысль  о вечной  тревоге и стремлениях человеческого духа.

Но,  как  ни странно,  стихотворение  вместе  с тем  создает  у читателя  ощущение реальности этого абсолюта, возможности такой гармонии. Оно возникает из необычайной мелодичности  стиха,  из симметрии  и красоты  композиции,  из привычных  для романтической поэзии образов, несущих ассоциации с высшими духовными ценностями. И устремленность  к невозможному,  и ощущение  реальности  прекрасного  одинаково сильно выражены в стихотворении, вероятно, это и делает его таким трудным для анализа. Но передать  в чтении  неудовлетворенность  настоящим,  значимость  исканий  и красоту звучания можно. 

После чтения учителя возможна работа над вопросами учебника. Менее всего следует стремиться к формулированию идеи, к осмыслению стихотворения как призыва к чему-то. Беда в том, что у детей мало опыта восприятия романтической поэзии, не сформировано
ассоциативное восприятие  стихов. Отсюда прямолинейность выводов. Задача учителя — помочь  уйти  от восприятия  стихов  как  лозунгов  или  повествований.  Здесь  все  зависит от мастерства учителя: чуть-чуть приоткрыть неисчерпаемость  смысла, ни в коем  случае не ставить  точек над «i», обращаться больше к воображению и эмоциям, чем к рассудку. Объяснение понятия «инверсия» дано не столько для усвоения этого понятия, сколько для более глубокого понимания с его помощью произведения.

Работа  над  стихотворением  может  проводиться  и не в беседе  по вопросам  учебника, а в обучении  выразительному  чтению.  Вопросы  при  этом  будут  максимально  нацелены на работу  воображения  и сопереживание.  В любом  случае  именно  в чтении  учениками стихотворения  и проявится  степень  понимания  его.  Что же  касается  неисчерпаемой глубины, стихи обладают удивительным свойством расти вместе с читателем: выученные наизусть  в детстве  и понятые  тогда  в соответствии  с возрастными  возможностями, впоследствии  они  обогащаются  вместе  с духовным  ростом  человека  и помогают  этому развитию. Поэтому не беда,  если ребята не поймут  сейчас всего  смысла. Главное, чтобы они почувствовали, что в произведении есть глубина, есть тайна, а не успокоились, найдя простенькую отмычку.

Это же  в полной  мере  относится  и к другим  стихотворениям  Лермонтова, приведенным  в учебнике.  В детстве «На севере  диком…» —  прекрасный  пейзаж, в юности  отвечает  мечте  о родной  душе,  в зрелые  годы  это  еще  и мысль о недостижимости  идеала. «Три  пальмы»  вначале —  живописная  картина,  восхищение самоотверженностью,  позже —  горькие  раздумья  о добре и зле. И не следует  стремиться открыть  детям  то,  что  пока  им недоступно.  Достаточно,  если  они  проникнутся настроением,  почувствуют  красоту  лермонтовских  стихов.  Выученные  наизусть,  стихи будут  обогащаться  вместе  с человеком.  Поэтому  прежде  всего  выразительное  чтение, работа воображения, эмоций.

Урок, на котором читаются стихи, может проводиться как урок-концерт, урок-конкурс. Подумаем  об особом  оформлении  класса,  о включении  музыки,  романсов,  фонозаписей. От чтения лермонтовских стихов у ребят должно остаться ощущение праздника.

Приведенные  в учебнике  задания  для  самостоятельной  работы  лучше  использовать на специальном  уроке  развития  речи.  Выполнение  заданий  под  руководством  учителя носит  поисковый,  исследовательский  характер.  Активная  деятельность —  выражение своего  отношения  к прочитанному.  Сочинение  рассказа  или  сказки  по пословице — настоящее литературное творчество. Что из этих заданий дать устно, что — письменно — дело учителя. Лучшие работы желательно поместить в рукописном журнале.

Читая  Лермонтова,  мы обращаемся  к теоретическим  понятиям.  Инверсия,  метафора, аллитерация должны помочь почувствовать  своеобразие поэтического мира Лермонтова. Не следует  превращать  эти  сведения  в самоцель,  они  служат  инструментом
проникновения  в смысл  произведения. Но нет  смысла  и избегать  называть  вещи  своими именами,  это  формирует  чуткость  к слову,  к поэтике.  И главное —  потом  надо пользоваться этими понятиями.

Категория: УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе | Добавил: Admin
Просмотров: 10133 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.2/5
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.