М. Ю. Лермонтов. «Парус». «Тучи». «Утес». «Листок». «Три пальмы»
Два стихотворения Лермонтова предложены для изучения и несколько —
для чтения и обсуждения. Поэтому тему целесообразно построить так:
один урок — вступление и работа над стихотворением «Парус», другой
— работа над стихотворениями «Тучи»
и «Три пальмы», третий
урок — чтение и обсуждение стихотворений, предложенных в учебнике
(или других, выбранных учителем и учениками). Возможна и иная
последовательность.
Задача вступления не столько дать сведения о биографии,
сколько познакомить с личностью поэта. Поэтому во вводной статье
учебника говорится о необычности судьбы Лермонтова с детства, о его
рано проявившейся гениальности, о постоянной устремленности к
чему-то неизведанному. Обратится ли учитель к этой статье или
построит свое вводное слово — эти черты личности поэта будут в центре
внимания.
Трудность выразительного чтения и изучения стихотворения
«Парус» в том, что оно несет в себе неисчерпаемый смысл и,
выраженный словами, он суживается и даже ускользает. В нем
привычно воспринимаются революционные настроения, но это лишь
одна
из возможных интерпретаций стихотворения. Не менее значимы и
поиски смысла жизни, и выражение свободы человеческого духа, его
вечной неудовлетворенности, стремления к гармонии. Поэт не столько
рисует картины, сколько вызывает их в воображении по намекам. Что
такое, например, «в тумане моря голубом»? И море, и небо, и
простор, и отсутствие других предметов, кроме паруса, и дымка
тумана, и ощущение красоты, и щемящее чувство одиночества,
недостижимости чего-то прекрасного, и многое еще.
Поэтому не будем стремиться «анализировать» каждую строку
стихотворения в классе. Главное — чтобы ребята почувствовали, прониклись
настроением, выраженным в нем, осознали символическое значение
образов. Причем нельзя упростить это понимание. Иногда приходится
слышать высказывания типа: «Парус — это человек, революционер» и
т. п. Это, конечно, такое упрощение, при котором исчезает смысл.
И «мятежность» его вовсе не означает только «отрицания
существующего строя». И «просит бури» вовсе не означает стремления к
революции. Все гораздо глубже. Во всем контексте лермонтовской поэзии
буря — это стихия, хаос, разрушение, освобождение стихийных сил
природы и человека, яростная борьба, грозящая гибелью, но и
пробуждающая восторг, дающая возможность испытать свои силы
(«Мцыри»). Она может дать лишь на миг «упоение в бою», но не
удовлетворение высоким стремлениям человека. Но и «покой» —
реальный покой: спокойное море, отсутствие препятствий,
бездействие тоже не идеал, напротив, это состояние вызывает
всегда неприятие лермонтовского героя («Три пальмы»). К чему же он
стремится? К невозможному! Буря не дает ему чувства счастья. Но и
спокойное море заставляет парус просить бури. А хочет он такого
состояния, в котором соединилось бы то ценное, что несет в себе
буря, с тем прекрасным, что может проявиться в покое. Он хочет
гармонии, устремлен к абсолюту, а потому не может удовлетвориться
ничем достигнутым. Это мысль о вечной тревоге и стремлениях
человеческого духа.
Но, как ни странно, стихотворение вместе с тем создает у
читателя ощущение реальности этого абсолюта, возможности такой
гармонии. Оно возникает из необычайной мелодичности стиха, из
симметрии и красоты композиции, из привычных для романтической
поэзии образов, несущих ассоциации с высшими духовными ценностями. И
устремленность к невозможному, и ощущение реальности прекрасного
одинаково сильно выражены в стихотворении, вероятно, это и делает его
таким трудным для анализа. Но передать в чтении неудовлетворенность
настоящим, значимость исканий и красоту звучания можно.
После чтения учителя возможна работа над вопросами учебника.
Менее всего следует стремиться к формулированию идеи, к осмыслению
стихотворения как призыва к чему-то. Беда в том, что у детей мало опыта
восприятия романтической поэзии, не сформировано
ассоциативное
восприятие стихов. Отсюда прямолинейность выводов. Задача учителя —
помочь уйти от восприятия стихов как лозунгов или повествований.
Здесь все зависит от мастерства учителя: чуть-чуть приоткрыть
неисчерпаемость смысла, ни в коем случае не ставить точек над «i»,
обращаться больше к воображению и эмоциям, чем к рассудку. Объяснение
понятия «инверсия» дано не столько для усвоения этого понятия, сколько
для более глубокого понимания с его помощью произведения.
Работа над стихотворением может проводиться и не в беседе
по вопросам учебника, а в обучении выразительному чтению. Вопросы
при этом будут максимально нацелены на работу воображения и
сопереживание. В любом случае именно в чтении учениками
стихотворения и проявится степень понимания его. Что же касается
неисчерпаемой глубины, стихи обладают удивительным свойством расти
вместе с читателем: выученные наизусть в детстве и понятые тогда в
соответствии с возрастными возможностями, впоследствии они
обогащаются вместе с духовным ростом человека и помогают этому
развитию. Поэтому не беда, если ребята не поймут сейчас всего смысла.
Главное, чтобы они почувствовали, что в произведении есть глубина, есть
тайна, а не успокоились, найдя простенькую отмычку.
Это же в полной мере относится и к другим стихотворениям
Лермонтова, приведенным в учебнике. В детстве «На севере диком…» —
прекрасный пейзаж, в юности отвечает мечте о родной душе, в
зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала. «Три пальмы»
вначале — живописная картина, восхищение самоотверженностью, позже
— горькие раздумья о добре и зле. И не следует стремиться открыть
детям то, что пока им недоступно. Достаточно, если они
проникнутся настроением, почувствуют красоту лермонтовских стихов.
Выученные наизусть, стихи будут обогащаться вместе с человеком.
Поэтому прежде всего выразительное чтение, работа воображения,
эмоций.
Урок, на котором читаются стихи, может проводиться как
урок-концерт, урок-конкурс. Подумаем об особом оформлении класса, о
включении музыки, романсов, фонозаписей. От чтения лермонтовских
стихов у ребят должно остаться ощущение праздника.
Приведенные в учебнике задания для самостоятельной работы
лучше использовать на специальном уроке развития речи. Выполнение
заданий под руководством учителя носит поисковый,
исследовательский характер. Активная деятельность — выражение
своего отношения к прочитанному. Сочинение рассказа или сказки по
пословице — настоящее литературное творчество. Что из этих заданий дать
устно, что — письменно — дело учителя. Лучшие работы желательно
поместить в рукописном журнале.
Читая Лермонтова, мы обращаемся к теоретическим понятиям.
Инверсия, метафора, аллитерация должны помочь почувствовать
своеобразие поэтического мира Лермонтова. Не следует превращать эти
сведения в самоцель, они служат инструментом
проникновения в
смысл произведения. Но нет смысла и избегать называть вещи своими
именами, это формирует чуткость к слову, к поэтике. И главное —
потом надо пользоваться этими понятиями.