Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Суббота, 10.12.2016, 23:29
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе

ТЕМА УРОКА: М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО». КОМПОЗИЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ
13.12.2012, 23:07

ТЕМА УРОКА:  М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО».

КОМПОЗИЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ

Цели урока:

 

  1. Воспитание уважения к великому прошлому России.
  2. Знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования.
  3. Отработка выразительного чтения на отдельных отрывках стихотворения.

 

Словарная работа.

 

Оборудование:

1.      Портреты поэта и его родных.

2.      Ряд репродукций картин известных художников.

3.      Запись исп. хора Валаамского монастыря «Бородино» (сл. М. Ю. Лермонтова)

 

Ход урока:

 

На доске дан эпиграф:

Москва, Москва! ... люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Учитель:

Ребята, прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку и попробуйте вспомнить, какому великому русскому поэту принадлежат эти строки?

 

Учитель:

Откройте учебники. Перед вами портрет поэта М. Ю. Лермонтова. Я сыграю сегодня на уроке вместе с вами роль экскурсовода. Путешествуя по картинной галерее, мы вспомним биографию великого русского поэта.

(Проецирование портретов поэта и его родных на экран и рассказ учащихся по «цепочке»)

 

Ввод в тему урока.

 Учитель:

Вернемся к эпиграфу.

К какому кровопролитному историческому событию 19 века имеет отношение пламенное выражение поэта о Москве?

Предполагаемый ответ:

Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества. Бородино же расположено в 120-ти км километров от Москвы, а мы знаем, что в 1812 году здесь произошло кровопролитное сражение – Бородинское.

(Тема урока и цели проецируются на экран)

 

Выразительное чтение стихотворения.

Учитель:

А сейчас я попробую сыграть роль актрисы, и мы восстановим хронологию исторического события с помощью стихотворения «Бородино» и полотен известных художников, достоверно изобразивших то тяжелое время для нашей Родины. 

И настроиться на внимательное слушание нам помогут слова иноязычного происхождения, в основном военной терминологии.

(На доске и на экране представлены слова – термины).

Во время моего исполнения эти слова помогут вам  понять смысл происходящих событий.

( Чтение учителя и показ слайдов).

 

Беседа.

- о чем это стихотворение?

(Повтор понятия «тема»)

- какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?

- в чем особенность построения стихотворения?

- кто участвует в диалоге?

- что собой представляет остальная часть стихотворения?

 

Возможен вариант:

- что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит?

Оправдывает ли себя такой выбор предложений?

 

Вопросы для обсуждения (заранее записаны на доске)

1. Кто герои произведения?

2. Какие чувства владеют ими во время боя?

3. Чем объясняется победа русских?

 

Учитель:

Прочитайте стихотворение про себя. Постарайтесь в паре разобраться в соответствующем вашему ряду вопросе.

 

Работа над композицией стихотворения, отработка выразительного чтения отдельных строф.

 Учитель:

  • М.Ю.Лермонтов в своем произведении стремился к точности изображения исторического события, поэтому для нас важно рассмотреть логику развития сюжета.

Нам помогут литературоведческие термины:

  1. экспозиция – изображение бывших до возникновения конфликтов условий.
  2. завязка – изображение противоречий, начинающих развитие событий.
  3. развитие событий.
  4. кульминация – момент высшего напряжения в развитии действия.
  5. развязка.

 

(Термины по теории литературы распечатаны на листочках)

(Слайды картин помогают найти элементы сюжета)

 

  • Предусмотрена парная работа над выразительностью чтения.
  • В композиции этого произведения есть моменты, на которые обратим внимание. Почему первая и последняя строфы в рассказе старого солдата почти полностью повторяются? Что в них изменено? Как это объяснить?

 

 

Заканчивается урок прослушиванием записи песни «Бородино»:

- какие чувства передают певцы слушателям?

- какой характер имеет музыка?

 

На фоне песни учителем дается историческая справка:

«Потери русских составили около 46 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.»

 

Итог урока:

- поделитесь своими мыслями, мнениями об услышанном и увиденном.

 

Домашнее задание:

Составьте план эпизодов бородинского сражения по рассказу старого солдата.

План может быть цитатным.

 

 

 

Категория: УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе | Добавил: Школа1
Просмотров: 2331 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.