И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ»
Изучение рассказа «Муму» в
средних классах традиционно и накопило такой обширный материал, что,
казалось бы, не представляет для учителя никакой сложности. Еще в конце
прошлого века (1891) Ц. П. Балталон в своем «Пособии для литературных
бесед и письменных работ» предлагал в качестве одного из основных
способов руководства серьезным чтением учащихся коллективные беседы о
произведениях при помощи руководящих вопросов. Среди таких произведений
назван и рассказ «Муму».
Во многих пособиях такие «вопросники» разработаны удачно, но
известные трудности могут ожидать учителя даже на начальном этапе
изучения рассказа. В. А. Никольский в книге «Преподавание литературы в
средней школе» (М., 1963) в качестве необходимого начала предлагал
ученикам до изучения в классе прочитать рассказ (повесть) самостоятельно
и написать отзывы о том впечатлении, которое это чтение на них
произвело. Оказалось, что мальчиков больше всего поразила физическая
сила Герасима. Лишь в единственном отзыве девочки упоминается об
отношении Герасима к Татьяне. Один из учащихся пишет: «...Мне не ясен
один вопрос: почему Герасим, задумав уйти от барыни, убил Муму? Разве не
проще было бы взять ее к себе в деревню? Я больше был бы доволен, если
бы вместо Муму Герасим утопил барыню».
Традиция подсказывает, что первый урок по теме уместно начать с
истории создания рассказа, о чем сохранились воспоминания В. Н. Житовой,
Л. Пича, О. А. Тургеневой. Важно уточнить и обстоятельства, повлиявшие
на создание рассказа.
В 1852 г. умер Гоголь. Тургенев был удивлен равнодушием многих,
сам же он плакал навзрыд, когда писал некролог на смерть Гоголя. Власти
запретили упоминать имя Гоголя в печати, но Тургенев напечатал статью в
«Московских ведомостях». Царь лично приказал посадить Тургенева под
арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Тургенев был взят
под стражу, и именно под арестом написана была повесть (так определяют
жанр произведения Тургенева в ряде работ) «Муму».
Перед отъездом в свое имение Спасское Тургенев прочитал друзьям
«Муму», рассказ произвел сильное, хотя и неоднозначное впечатление.
Писателя даже пытались убедить, что такие герои, как Герасим,
характеризуют вообще русского человека. Тургенев же считал, что велика
общественная драма там, где сторонники «крестьянской самобытности»
находят успокоение и надежду на будущее в «немом» крепостном крестьянине
Герасиме и не видят трагической стороны народной жизни.
Важно уже в 5 классе создать первоначальный «образ Тургенева» на
доступном ученикам уровне. Уместно было бы в связи с этим озаглавить
слово о писателе «Добрый великан», как назвал Тургенева французский
писатель А. Доде. В. Громов в книге «Добрый великан» так описывает
писателя: «Каждому, кто видел его в первый раз, он казался
„олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком
полуотвесном лбу". И дети, и взрослые вспоминают „образ исполина с
чистой душой младенца", величественного человека „с красивой осанкой,
огромного роста, широкоплечего, с румяным лицом чисто русского склада"».
Любовь к людям, жажда деятельного добра отличали его всегда.
Перед смертью он произнес: «Помните, друзья мои, мой последний завет:
любите людей, как я их любил, — это лучшая отрада жизни».
Изучению темы предшествуют так называемые опережающие вопросы и
задания, обращенные как ко всему классу, так и к отдельным группам и
учащимся.
Общие вопросы и задания:
— Всем учащимся прочитать самостоятельно рассказ «Муму». Ответить
письменно на вопросы: что произвело на меня самое сильное впечатление
после чтения рассказа и почему? На какие вопросы я хотел бы получить
ответ на уроках?
— Составьте цитатный план рассказа.
Групповые:
— Подготовить выразительное чтение диалогов по лицам (Капитона и Гаврилы, Гаврилы и барыни, Гаврилы и Татьяны).
Индивидуальные:
— Подготовить сообщения ассистентов-учащихся по биографии
Тургенева (детство Ивана Тургенева, самовластие Варвары Петровны,
история дворника Андрея — прообраза Герасима, «аннибалова клятва»).
Подготовить по своему выбору пересказ одного из основных эпизодов
рассказа (краткий, выборочный, близкий к тексту, с изменением лица
рассказчика, например от лица дворецкого Гаврилы или дворового Степана).