Сочинение-рассуждение по тексту С.Соловейчика.Исходный текст:
(1)Даже самые развитые люди, я заметил,
глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в
театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился...
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?
(5)Духовность
не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное
количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа.
(7)Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8)Отчего самые
тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому,
что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.
(10)Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому,
и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его
стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет
собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного
духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
(12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь
развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.
(13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки
таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет
искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его
назначение.
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и
надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных
стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных
законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий
человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг
бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное
томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные.
(19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные.
(20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это
желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не
исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их
стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин).
(22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен
голод по красоте... (С. Соловейчик)
Сочинение-рассуждение
Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями?
В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности.
Несомненно,
эта проблема высоконравственная. В 21 век, век информационных
технологий, она актуальна, как никогда. Цитируя А.С.Пушкина,
С.Соловейчик пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы
доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия
«духовная жизнь».
Автор считает, что синонимом духовности
является в некоторой степени интеллигентность – не уровень
образованности, а богатство внутреннего мира человека. С.Соловейчик
доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть
духовная жизнь. Духовность – это стремление к чему-то высокому,
выходящему за рамки обыденной жизни.
Я согласна с автором в его
определении «духовности». По-моему, сила духа - это и есть основа
духовной жизни. «Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и
красоты, правды и справедливости… Образование и искусство для него –
лишь способ укрепить собственную веру в вечные ценности, Тяга к знаниям –
ответ его духовным стремлениям. Люди же, лишённые этого нравственного
стержня (силы духа), видят в книгах, театре, кино только способ весело
провести время, к чему-то большему они не стремятся. А зачем?
В
подтверждение своих слов хочу упомянуть героев романа Е.Замятина «Мы».
«Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном
государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый
нумер», по сути своей, являлся математиком. Но умом всё и
ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в
стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного
городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать
духовной?
А вот Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день
Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он
попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот
молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других
заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия,
переписанного в обычный блокнот.
Пока существуют вот такие Алёшки
в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к
истине, добру, вере… Нужно только попытаться выйти за круг бытовых забот
и подумать о чём-то большем… |