Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Среда, 24.04.2024, 07:04
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » Тренинг - тесты к ЕГЭ по русскому языку

Материал для ЕГЭ по русскому языку. Задание В 7.
26.09.2013, 14:25

Материал для ЕГЭ по русскому языку. Задание В 7.

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

В тестах части В всегда есть такое задание (В7): какие пред­ложения связаны между собой с помощью, к примеру, указа­тельного слова и лексического повтора (контекстных синони­мов, антонимов, союзов и т. п.).

Для учащихся такое задание представляет определенную трудность, поэтому я подготовила подробный комментарий к выполне­нию задания.

Между предложениями в тексте (как и между словами или частями сложного предложениями) устанавливаются различные смысловые отношения.

Предложение может быть независимым от других предло­жений. Тогда его содержание понятно и вне текста.

Предложение может быть несамостоятельным, зависимым от других предложений. Сигналом зависимости являются раз­ные слова (союзы а, и, местоимения он, тот, это, этот, такой, таков, её, наречия там, там ж, здесь, тут, туда, оттуда, то­гда, так).

Первое предложение текста обычно является независимым, самостоятельным. Другие же могут быть как самостоятельными, так и зависимыми от контекста.

Вступать в какие-либо смысловые отношения могут не толь­ко соседние предложения, но и предложения, удаленные друг от друга.

Смысловые отношения между предложениями, зависимыми друг от друга, могут быть различными.

Содержание одного предложения может быть противопос­тавлено содержанию другого. Такие отношения можно выявить включением в текст союзов но, а, зато, однако.

Содержание второго предложения может раскрывать смысл первого предложения или пояснять один из его членов. Такие отношения выявляются с помощью слов а именно.

Одно предложение может указывать причину, следствие, цель или условие того, о чем говорится в другом. Эти смысло­вые отношения выявляются постановкой вопросов почему, при каком условии, для чего, что из этого следует?

Порядок расположения в тексте зависимых предложений изменить нельзя, так как нарушатся смысловые отношения (свя­зи) между ними.

Мысль, высказанная в предложении, получает свое развитие в тексте. Как это происходит?

Ученые сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, конькобежец одной ногой отталки­вается, другой скользит вперед.

Так же строится текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, - повторяем какую-то часть предыдущего пред­ложения и делаем шаг вперед - добавляем новую информацию, нужную для развития мысли.

Повторяющаяся часть предложения - это «данное», а ин­формация, которая добавляется, - это «новое». «Новое» выделя­ется логическим ударением. В спокойной монологической речи «новое» обычно находится в конце предложения.

В тексте «данное» (т. е, первичное) служит для связи пред­ложений.

В «данном» повторяется какая-либо часть предыдущего предложения (или «новое», или «данное»).

Основная обязанность «данного» - связывать между собой предложения, «нового» - развивать мысль в тексте.

Главное в цепной связи:

-   повтор ключевого слова, т. е. лексический повтор;

-   замена:

  • синонимом (люди - толпа);
  • синонимическим оборотом (люди - масса народу);
  • словами одной  тематической   группы  (например: а) художник и его картины или его современники; б) действие и его составляющие; в) родовое слово и его видовые «состав­ляющие»: мебель - стол, стул...);
    • местоимением (герой - он, его);
    • семантическими (смысловыми) соответствиями или ассо­циациями (вокзалы чистые - никто не сорит шелухой семечек);

-   однокоренные слова;

-   антонимы;

-   союзы;

-  грамматический повтор: попил - перечитал. Сказуемые двух соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени ед. числа. Они могли быть одно­родными членами предложения.

При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, противопоставляются.

Особенности этого вида связи:

v     одинаковый порядок слов;

v   члены предложения обычно выражены одинаковыми фор­мами;

v   часто бывает анафора (единоначатие), реже эпифора (повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда);

v  наличие вводных слов (во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, наконец - порядок мысли, подведение итогов; точнее говоря, допустим, очевидно, в первую очередь, с одной стороны, предположим, безусловно, видимо, конечно -
оценка достоверности информации и доводов, как указывалось, наряду с только что сказанным, короче говоря, как явствует из вышеизложенного, согласно этому, продолжая (заканчивая) мысль - связь с предыдущей информацией);

v  часто используются наречия места (справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом).

v  набор видовременных форм глагола (они передают движение событий или их одновременность):

в повествовании - глаголы совершенного вида, они называ­ют действия в их логическом порядке, в рассуждении, описании -глаголы несовершенного вида, они называют одновременные действия, а также действия, повторяющиеся постоянно. Важно: использование глаголов разных видов делает действие эмоцио­нально напряженным;

v  синтаксический параллелизм;

v  числительные;

v  вопросительные и неполные предложения;

v  деепричастные обороты, придаточные предложения.

Во многих текстах с параллельной связью «данное» - первое предложение, а «новое» - все последующие, все они конкрети­зируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении.

Предложения, как правило, обычно имеют одинаковое строение, т. е. синтаксически однотипны, параллельны.  Параллельная связь предложений в микротеме помогает охарактеризовать предмет речи с разных, но равноправных (не подчиненных друг другу) сторон.

В текстах зачастую бывает совмещение этих двух видов связи предложений. Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными, и наоборот, при цепной связи

иногда используются элементы связи параллельной, и они в этом случае тоже носят частный характер.


Категория: Тренинг - тесты к ЕГЭ по русскому языку | Добавил: Web-master
Просмотров: 3967 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.