ЕГЭ. Сочинение – рассуждение. Часть С.Что мы должны знать, чтобы написать экзаменационное сочинение?
- требования к ученическому сочинению и критерии их оценки;
- текст, его строение и признаки ;
- типы речи и их композиционные особенности;
- жанровые формы ученического сочинения.
В чем суть задания части С КИМов по русскому языку?
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ, РЕЦЕНЗИЮ ПО ТЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА, ДАТЬ ЕГО ОЦЕНКУ
А что значит дать оценку текста?
Оценка текста – это отношение читателя к тому, что и как
написано, выражение к того, с чем вы согласны и с чем не согласны с
автором, что в тексте лишнего, а чего не хватает.
Что надо знать, чтобы оценить текст?
- понятие текста;
- основные правила его построения;
- основные требования, предъявляемые к тексту;
- типы речи, композиционные их особенности,
- тема, идея, проблема текста.
Что такое текст ?
Текст – от лат. texum - ткань, связь, соединение.
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое
темой и основной мыслью. Предложения в тексте соединены между собой по
смыслу и грамматически.
Основные признаки текста:
- тематическое и композиционное единство всех его частей;
- наличие грамматической связи между частями ( цепная, параллельная);
- смысловая цельность, относительная законченность.
Как связываются предложения в тексте?
Между предложениями в тексте существует смысловая связь.
Причем связанными могут быть не только предложения,
расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими
предложениями.
Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
Цепная и параллельная связь предложений в тексте
Главное в цепной связи – повтор ключевого слова,
замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того
или иного члена предложения.
При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются.
Тексты могут быть различными по своей композиции и правилам построения.
Выделяют три типа речи:
1) Повествование - рассказ , сообщение о каком – либо событии в его временной последовательности.
2) Описание – словесное изображение какого – либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков.
3) Рассуждение – доказательство, обсуждение, объяснение какого –
либо положения, мысли. Это словесное изложение, разъяснение,
подтверждение какой – либо мысли. Тексты этого типа речи используются
там, где надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать
обоснованные выводы.
Композиционные особенности текстов различных типов речи
Повествование
|
Описание
|
Рассуждение
|
Завязка
|
Экспозиция
|
Тезис
|
Развитие действия
|
отличительные признаки
|
Аргументы/доказательства
|
Кульминация
|
Авторская оценка
|
Вывод
|
Развязка
|
Вывод, заключение
|
|
Любой текст
представляет собой соединение предложений
по определенным правилам.
Обратимся теперь к заданию части С экзаменационных КИМов, какие правила построения текстов учащихся он содержит?
СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ, ОТЗЫВ, РЕЦЕНЗИЮ НА ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ТЕКСТ.
Структура текстов части С КИМов
Тезис
|
Тезис
|
Тезис
|
Вопрос к тезису
|
Доказательство/аргумент
|
Размышление
|
Ответ на вопрос
|
Вывод
|
Вывод
|
Рецензия – от лат.recensio - рассмотрение, обследование – письменный
разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного
и т.п. произведения, спектакля, концерта. ( Из Толкового словаря).
Рецензия – это текст? ТЕКСТ. Если это текст, то он строится по правилам построения текста и имеет свою композицию.
Композиция ученического сочинения – рецензии:
- вступление,
- анализ содержания,
- анализ формы,
- мое мнение,
- вывод.
Что вы должны высказать в своем сочинении? СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. А на что вы должны опираться? НА АНАЛИЗ ТЕКСТА ЧАСТИ С.
Что вы должны показать в своем сочинении?
ТРЕБОВАНИЯ С СОЧИНЕНИЮ – РАССУЖДЕНИЮ ЧАСТИ С :
- понимание текста: его темы, идеи, обозначенные проблемы;
- умение видеть структуру текста и логику его построения;
- умение сформулировать свою точку зрения: тезис, аргументы и вывод.
Что нужно сделать, чтобы выполнить эти требования?
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ
Начинаем с :
- вступления, } хотя часто эти части сцепляются и их
- анализа содержания, объединяют
- анализа формы.
Анализ содержания текста.
Ключевые фразы
|
Комментарий действий автора
|
|
|
Памятка «Выразительные средства языка»
Определение групп выразительных средств языка
Анализ формы
Средства выразительности
|
Комментарий ( назначение, для чего?)
|
|
|
|
|
Каковы требования к этой части сочинения?
Выскажите своё мнение о содержании текста: считаете ли вы актуальной,
важной в наше время тему, поднятую З. Паперным, разделяете ли вы точку
зрения автора. Аргументируйте своё мнение. Объем сочинения не менее 150
слов. Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется
и не оценивается.
Какова будет композиция данного отрывка сочинения?
- тезис,
- аргументы,
- вывод.
- К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая,
социальная, экологическая, общественно-политическая, философская,
психологическая)?
- Какова степень ее актуальности? (актуальная, второстепенная,
животрепещущая, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая,
вечная и т. п.) Что дает основание утверждать о ее злободневности?
Что касается собственного мнения, оно :
- не должно повторять то, что прозвучало в исходном тексте, развитие авторской мысли – еще не ваш собственный аргумент;
- должно содержать ваши мысли о том, что вы читали (слышали, знаете)
об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает;
- использует развернутые и убедительные аргументы, которые
подтверждают заявленную вами точку зрения, а не были бы простой
иллюстрацией на ту же тему;
- рассматривает аргументы, в которых рассматривается аналогичная
ситуация, изображение подобного или, наоборот, отличного от авторского
подхода к данной проблеме, а не тот факт, что другие авторы тоже
развивали эту же тему;
. Идеально, если вы начнете все же с какого-либо вступления (1-2
предложения). Но возможно и такое довольно банальное начало: В своей
статье (рассказе, тексте) автор (назвать фамилию) касается вопроса, рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (говорит о проблеме), (в центре внимания, поле зрения автора проблема…) «Статья посвящена рассмотрению (решению)
вопроса...». Можно начать сочинение рядом вопросительных предложений,
завершенных стандартной фразой: Именно над этими вопросами размышляет в
своей статье (произведении)….
Текст «Наедине с толпой»
Анализ содержания
Ключевые фразы
|
Комментарий действий автора
|
Человек в условиях многолюдства
Наедине с толпой
|
Ставит/ обнажает /выделяет/ поднимает проблему
|
Давайте понаблюдаем
|
Приглашает посмотреть на себя со стороны,
|
Вход в метро
Эскалатор
Выход из вагона
вагон
|
Сатирически рисует современного человека
|
Что значит воспитанность?
|
Ставит вопрос, приглашает обсудить, задуматься
|
Истинная воспитанность – внимание к окружающим.
|
Высказывает свою точку зрения по теме текста./ Дает свое понимание слова «воспитанность»
|
Чем плотнее кольцо людей, тем более внимательным, терпеливым должен быть ты.
|
Делает вывод, утверждает.
|
Анализ формы
Средства выразительности
|
Комментарий ( для чего используется?)
|
Наедине с толпой - оксюморон
|
Привлечь внимание
|
Человек
Человек лексический повтор
|
Акцентирование внимания, сужение темы
|
Животрепещущая проблема – эпитет
|
Указывает на важность поднятой проблемы, «уже наболело»
|
Группа, масса, тьма ближних – градация
|
Поясняет понятие библейское слова «ближний»
|
Богатырское движение ирония
Не успела, нерасторопная сарказм
|
Выражает отрицательное отношение автора к описываемым событиям
|
В чем состоит истинная воспитанность? – риторический вопрос
|
Сужает круг рассуждений и подводит читателя к выводу.
|
Автор
|
Говорит
|
Во – первых и т.д.
|
Писатель
|
Затрагивает
|
Сначала
|
Публицист
|
Поднимает
|
Затем
|
Он
|
Акцентирует
|
Потом
|
ФИО автора теста
|
Указывает
|
Следовательно
|
|
Перечисляет
|
Значит
|
|
Выделяет
|
|
|
Ораторствует
|
|
|
Задает вопрос
|
|
|
Спрашивает
|
|
|
Отвечает
|
|
|
Побуждает
|
|
|
Обращается
|
|
|
Полемизирует
|
|
|
Аргументирует
|
|
|
Доказывает
|
|
|
Убеждает
|
|
|
Приходит к выводу
|
|
|