Вступление (сочинение на лингвистическую тему для подготовки к экзамену)
Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
При написании вступления можно использовать следующие приемы:
- Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема сочинения на лингвистическую тему актуальна. Например:
- Глагол
обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий,
связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает
второе место по частоте употребления после имени существительного.
- В
своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления
они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
- Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
- Почему
писатель А. Югов считает, что "глагол - это самая живая часть речи"? В
чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по
частоте употребления он занимает второе место после существительного?
- Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
- Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное - он должен иметь прямое отношение к теме.
- "Местоимения
удобны и прагматичны, но в них нет "перелива красок" настоящего живого
слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета", - так
писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.
- "Глагол
- самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая
алая, самая свежая артериальная кровь языка", - таково мнение писателя
А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
Помните, что вступление должно быть небольшим.
Основная часть
При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса. Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
- Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
- Союзы: так что, поскольку, так как, если;
- Речевые обороты: предположим, что:; допустим что:; об этом свидетельствует:, это позволяет предположить.
Рассуждение - объяснение
имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости
доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно,
что главное утверждение истинно. Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:
- Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;
- Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что:; это зависит от:; это является следствием того, что;
- Вводные слова: например, таким образом.
Рассуждение-размышление
включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо
привести примеры, указать причинно-следственные отношения.
Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной
форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения,
оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и
ответов, последовательно дополняющих друг друга.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения - размышления являются:
- Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
- Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что:; я полагаю, что:; попытаемся разобраться:; можно сравнить; я согласна с тем, что.
Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
Подведение к вопросу -> тезис -> доказательство тезиса -> выводы.
Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части. Тезис - это то, что доказывается или объясняется.
В основной части обязательно приводятся аргументы.
Аргументы - это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса. Для
связи тезиса и доказательства обычно используются следующие
словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать
следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об
этом свидетельствует.
Выводы приводятся в заключении сочинения - рассуждения. |