Огромное значение в работе с родителями
младших школьников имеет заранее продуманная и
четко организованная система сотрудничества.
Педагоги, работающие с младшими школьниками,
знают, какие тревожные чувства, и какое опасение
может вызвать у маленького школьника начало
учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у
родителей учащихся. Ни для кого ни секрет, что
выражение "трудный ребенок” появляется в
начальной школе вовсе не из-за так называемой
трудности самого ребенка, а из-за противоречий во
взглядах на воспитание маленького человека у
педагогов и родителей. Родителям необходимо
помогать становиться хорошими родителями. Роль
классного руководителя в этом процессе нельзя
недооценивать.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и
школы в создании условий для нормальной жизни
ребенка, для развития его индивидуальности в
общем доме "школа-семья”. Это взаимодействие я
осуществляю по следующим направлениям:
Главным направлением сотрудничества классного
руководителя и родителей является просвещение
по вопросам психологии и педагогики.
К психолого-педагогическому просвещению
родителей привлекаю специалистов различных
направление: врачей, юристов, психологов,
учителей-предметников.
Для того, чтобы психолого-педагогическое
просвещение родителей вызвало у них самих
интерес, учитываю предложения и пожелания
родителей при выборе тем для их просвещения.
Демонстрация видеоматериалов, различного рода
статистический материал сделают просвещение
родителей по вопросам педагогики и психологии
наглядным, убедительным и достоверным.
Психолого-педагогическое просвещение
необходимо еще и для того, чтобы родителям можно
было бы увидеть себя и других в обсуждаемой
проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению
и сделать соответствующие выводы.
Примерные темы для совместного обсуждения и
просвещения родителей младших школьников.
- Физиологические особенности младших
школьников.
- Психология младшего школьника.
- Основы построения общения с младшим школьником.
- Особенности адаптации ребенка в школе.
- Значение режима дня в жизни школьника.
- Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
- Как научить ребенка учиться.
- Что делать, если ребенок говорит "Не хочу!”
- Как бороться с ленью?
- Средства массовой информации в жизни ребенка и
его семьи.
- Традиции и обычаи семьи в воспитании
нравственности.
- Книга в жизни семьи и ребенка.
- Взаимоотношения взрослых в семье – пример
подражания для маленьких.
- Праздники в доме. Какими им быть?
- Радости и горести материнства и отцовства.
- Что надо знать о половом созревании детей.
- Как предотвратить проблемы в воспитании
собственных детей?
- Компьютер – друг или враг моему ребенку?
- Взаимоотношения родителей с младшими и
старшими детьми в семье.
- Дружба в жизни старших и младших членов семьи.
- Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.
- Как воспитать в ребенке ответственность за свои
слова и поступки?
- Права и обязанности ребенка в семье.
- Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
- Спортивные традиции нашей семьи.
- Если ребенок одинок…
- Связь поколений и ее значение в воспитании
детей.
- Школьный учебник. Как с ним работать дома?
- Как научить ребенка выполнять домашнее задание
самостоятельно?
- Если ребенок успевает слабо…
- Конфликты в семье и искусство их преодоления.
- Страхи ребенка. Что за этим стоит?
Следующим направлением в организации
сотрудничества классного руководителя и
родителей является формирование у родителей
понимания принадлежности к школьному
образовательно-воспитательному пространству. За
этими словами стоит очень многое.
В начальной школе классный руководитель
должен знакомить родителей класса с традициями
школы, ее историей, достижениями в обучении и
воспитании учащихся; родители должны знать,
какими учителями гордится школа.
Знакомлю родителей своих учащихся с теми
требованиями, которые предъявляет школа к своим
ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую
очередь, это знакомство с Уставом учебного
заведения, с правилами поведения в классе,
спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.
Большое внимание уделяю традициям проведения
школьных уроков, внеклассных мероприятий в
школе, знакомству родителей учащихся класса с
содержанием и методикой организации
образовательно-воспитательного процесса в
детском коллективе: родители должны знать,
каковы традиции школы и педагога в организации
работы с дневниками учащихся, их тетрадями;
какова система контроля выполнения домашних
заданий учащихся, критерии оценки деятельности
ученика на уроке.
Для того, чтобы позже не разочаровываться в
родителях своих учеников, с первых дней работы с
детским коллективом знакомлю родителей с
перспективами развития детского коллектива и
даю возможность родителям стать активными
участниками классных дел.
Родительский коллектив класса в каждой
четверти знакомлю с планом воспитательной
работы, создаю условия для принятия совместных
решений по вопросу организации в классе
мероприятий в каникулярное и учебное время.
В планировании воспитательной работы большое
внимание уделяю участию самих родителей класса
во всех внеклассных мероприятиях.
Тематика встреч с родителями в рамках
формирования культуры принадлежности
образовательному пространству школы.
- Экскурсия – знакомство со школой и школьными
службами.
- Праздник рождение класса.
- Встреча с администрацией учебного заведения и
социально-психологической службой.
- Встреча родителей "Традиции класса, которым
быть”.
- Круглый стол "Путешествие по школьному
учебнику”.
- Родительское собрание "Наши первые книжки”.
- Презентация классного журнала "Новости
школьных уроков”.
- Знакомство родителей учащихся со школьной
книгой рекордов и достижений.
- Организация и проведение родительских уроков.
- Заседание выездного клуба выходного дня.
- Участие в общешкольной родительской
конференции "Есть проблема – есть решение”.
- "День открытых дверей в классе” –
демонстрация достижений учащихся, родителей и
педагога коллективу педагогов школы.
- Выпуск собственной родительской газеты силами
родителей и детей.
Одним из очень важных направлений в работе
классного руководителя младших школьников
является диагностика.
Без использования психолого-педагогической
диагностики невозможно конструктивно
спланировать воспитательную работу в детском
коллективе, наладить работу с коллективом
родителей.
Диагностика в работе классного руководителя с
классом может быть предварительной, оперативной
и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые
требуют ее применения.
Диагностические материалы, если педагог их
грамотно использует, могут коренным образом
повлиять на общение родителей и ребенка в семье,
изменить статус отдельных членов семьи,
стратегию поведения взрослых по отношению к
ребенку.
Диагностика в работе с классным коллективом
помогает выявить проблемные ситуации в
отдельных семья, дает возможность классному
руководителю выбрать правильную линию поведения
с родителями тех учеников, положение которых в
семье чрезвычайно трудное.
Диагностика в работе классного руководителя –
это достаточно опасное орудие и использовать его
в своей деятельности педагог может только тогда,
когда он абсолютно уверен в том, что все
полученные материалы помогут ребенку и его семье
стать ближе друг другу.
Использование педагогом
психолого-педагогической диагностики
предполагает четкое определение целей и
предполагаемых результатов диагностики: что я
хочу получить в результате диагностики, как я
буду работать с полученным материалом, , и что
может измениться в лучшую сторону, если такая
диагностика будет проведена.
Предварительная диагностика необходима
классному руководителю при подготовке:
- родительских собраний
- тематических и индивидуальных консультаций
- внеклассных мероприятий
- организаций поездок и экскурсий.
Оперативная диагностика необходима в
конфликтной ситуации между родителями и детьми,
при подготовке к собеседованиям, в решении
проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у
учащихся друг с другом, а также родителей и
учеников.
Итоговую диагностику уместно проводить в
конце учебного года; по результатам участия
класса в праздниках, классных и школьных
конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только
для того, чтобы родители отметили работу
классного руководителя и сказали ему "спасибо”
(хотя и этому учить необходимо), но и для того,
чтобы увидеть проводимое мероприятие через
призму восприятия всеми родителями и
присутствующими. Итоговая диагностика дает
возможность дальнейшего совершенствования
работы с семьей и учащимися.
Диагностическая работа классного руководителя
в отрыве от коррекционной работы с семьями
учащихся не только не имеет смысла, но просто
является вредной и может искалечить души детей и
взрослых, привести к агрессии и конфликтам.
Очень значимым направлением деятельности
классного руководителя с семьей учащихся
является коррекционная работа.
Главным назначением коррекционной работы
является оказание родителям
психолого-педагогической помощи и поддержки в
решении проблемных ситуаций семейного
воспитания. К таким проблемным ситуациям можно
отнести кризисы адаптации к школьному обучению,
ранее половое созревание детей, нестабильность
положения ребенка в семье, потеря родителей или
близких людей, развод родителей.
Индивидуальная коррекционная работа классного
руководителя должна быть направлена на работу с
семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для
кого не секрет, что иногда положение такого
ребенка в обычном классе бывает очень трудным.
Задача классного руководителя состоит в том,
чтобы создать условия для максимального
развития таланта и способностей такого ребенка с
одной сторона, а с другой стороны – сохранить его
душевное спокойствие и комфортное положение в
детском коллективе.
В коррекции классного руководителя в не
меньшей степени нуждаются и неблагополучные
семьи. Классный руководитель с первого дня
работы с классом должен знать, что собой
представляют семьи его учеников и сразу же дать
понять родителям, не обеспечивающим надлежащего
внимания собственным детям, что спокойной и
безмятежной жизни у них не будет.
На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной
работе нуждаются и семьи, где ребенка
воспитывают один из супругов или бабушка с
дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном
внимании со стороны школьной администрации и
социально-психологической службы, а также в
оперативной помощи различных специалистов и
служб: юристов, врачей, психологов,
правоохранительных органов. Зачастую в таких
семьях стараются лишний раз не обращаться за
помощью, а когда это происходит, проблема
решается очень не просто.
Работа классного руководителя – интересная,
захватывающая, но отнимающая много времени и сил.
Вместе с родителями она становится легче и
конструктивнее. Успехов Вам, коллеги! |