Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Суббота, 10.12.2016, 23:28
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
20.04.2012, 18:36
Надо отметить, что широкая компьютеризация школьного обучения идѐт нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встаѐт проблема поиска нового педагогического инструмента. В связи с этим возрастает потребность в учителях-словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания.
В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьѐзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. Использование ПК на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.
Я убеждена, что задача каждого учителя–словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.
Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке .
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы,
высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление).
Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
Благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи. Может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу.
Актуальность использования компьютерных программ для учителя и ученика состоит в том, что:
1. Программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;
2. Задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;
3. Есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка;
4. В любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин, воспользовавшись системой "Справочник";
5. Программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое явление или подобрать примеры к теме урока;
6. Помогают научиться делать фонетический, словообразовательный, морфологический и синтаксический разборы;
7. Программы дают возможность познакомиться с биографиями выдающихся ученых-лингвистов;
8. Имеются различного рода демонстрации, которые можно применять в качестве наглядного материала при объяснении нового материала, при объяснении новой темы на уроках русского языка, для удобства их использования существует Альбом. Есть возможность распечатать данный материал;
9. В работе могут быть использованы поддерживающие "Учебник", "Словари примеров", собранные в "Справочных материалах", сами статьи "Учебника";
10. Имеются индивидуальные консультации по любой форме экзамена по русскому языку: сочинение, диктант, изложение, русский устный.
Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; - обогащение словарного запаса; - овладение нормами литературного языка; - знание лингвистических и литературоведческих терминов;
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при
традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Обучение родному языку в школе именно та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и что самое главное, еѐ результаты. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся. Кроме того, учитель может проверять усвоение учащимися новых теоретических знаний и степень отработки практических умений и навыков по изучаемой теме на каждом этапе обучения, вести дифференцированную работу с каждым учеником в его индивидуальном темпе. В практике применения компьютера в учебном процессе особо подчѐркивается его обучающая функция, а также, компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы.
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учѐбе, но и даѐт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учѐбе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробела в знаниях. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести упражнение до конца, опираясь на необходимую помощь. Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников классе. Кроме того трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные «ключи» для успешного решения поставленной задачи.
Использование новых технологий на уроке, базирующихся на применении компьютера - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы (за небольшой промежуток времени учитель может проверить как теоретические знания учащихся по данной теме, так и практические), решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом, активизируют познавательную деятельность учащихся. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение учебного материала, он потребует от учащихся применения знаний на практике, что так необходимо для выработки умений и навыков. Наконец, использование компьютера даѐт возможность качественно изменить самоконтроль и контроль за результатами обучения, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения.
Когда следует применять ПК? Ответ однозначен - тогда, когда другие средства оказываются менее результативными. При этом надо сразу подчеркнуть, что эффективность компьютерного обучения целиком и полностью зависит от качества обучающих программ.
Правильная организация уроков с использованием ПК требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только учебно-воспитательную
проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку. Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений. Эффективность таких уроков невозможна без переосмысления основ процесса обучения. В первую очередь изменения затрагивают характер взаимодействия ученик – учитель. Учитель из организатора учебной работы становится своеобразным и часто незаметным помощником обучаемого. Это изменение влияет на отбор и организацию содержания обучения, на определение метода и форм обучения. Компьютерное обучение становится катализатором передовой педагогической теории, ориентированной на развитие личности обучаемого.
А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития.
Таким образом, суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания. Обучение с помощью компьютера даѐт возможность организовать работу каждого ученика, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Роль учителя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие.
Применение компьютерных программ на уроках русского языка вызывает повышенный интерес у учащихся интересной работой с компьютером, творческими заданиями, возможностью без учителя (для себя) проверить свои знания в конкретном разделе русского языка и получить квалифицированный совет по дальнейшему обучению.
При использовании данной компьютерной программы у ученика вырабатывается навык работы с тестами, которые в последнее десятилетие приобрели особый статус контрольных материалов. Таким образом, использование ПК на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную ответственность за результат.
Я убедилась, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учѐтом особенностей детей, их уровня обученности, использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

Категория: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Добавил: Admin
Просмотров: 2923 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.