Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Суббота, 10.12.2016, 23:33
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Особенности преподавания русского языка в системе личностно ориентированного подхода
20.04.2012, 18:43
Русский язык – это не просто один из школьных предметов, это не просто умение читать и писать.
Это – идеология, жизненная позиция. Это истоки нашего патриотизма и истинного интернационализма.
Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологи-
ческое образование нацелено на формирование определѐнных компетенций – языковой, лингвистиче-
ской, коммуникативной и культурологической.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка и его норм, соответствующих языко-
вым уровням.
Лингвистическая компетенция подразумевает знания о языке как общественном явлении и зна-
ковой системе, об устройстве языка и его функционировании.
Коммуникативная компетенция направлена на формирование умений и навыков чтения, пись-
ма, говорения и слушания; культуры устной и письменной речи, а следовательно, функциональной гра-
мотности.
Культурологическая компетенция предполагает воспитание бережного отношения к родному
языку и духовно- нравственному опыту народа.
Результатом формирования вышеуказанных компетенций должна стать языковая/ филологиче-
ская культура, которая характеризуется следующими аспектами речевого поведения носителя языка:
 соблюдением культурно-речевых норм;
 функциональной грамотностью;
 умением общаться в любой ситуации, осознавая
 коммуникативные задачи;
 индивидуальной речевой манерой;
 бережным отношением к языку.
Третье тысячелетие в системе российского образования ознаменовалось становлением новой па-
радигмы – личностно ориентированной, которая истолковывает образование как человекосозидающий
процесс, как становление «я», признание субъектности ученика, которая определяет направление его
личностного развития.
Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций, способ-
ную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей об-
новления образовательного процесса, а также выявлению и созданию социально-педагогических и ор-
ганизационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллекту-
ального потенциала учащихся.
Личностно ориентированные технологии базируются на основе активизации деятельности уча-
щихся и повышении эффективности учебного процесса.
Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и мето-
дов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
При этом перед учителем встают новые задачи:
 Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
 Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выпол-
нения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
 Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать
наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
 Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-
неправильно), но и по процессу его достижения.
 Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы ра-
боты других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
 Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику
проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обста-
новки для естественного самовыражения ученика.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее
адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве,
метод проектов, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению.

Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в обра-
зовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности чело-
века, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мыш-
ления.
Обучение в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве – это обучение путем общения в динамических или статических па-
рах, динамических или вариационных группах:
- статическая пара объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями "учитель" -
"ученик"; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условиях вза-
имного расположения;
- динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задания, но имеющее четыре
части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с
каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.д.,
т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
- вариационная группа.
Приведу пример такой работы.
Приём «Зигзаг»
1. В каждой группе должно быть столько человек, сколько фрагментов текста выделяется для чте-
ния и осмысления. В нашем случае вопросов – 4, значит фрагментов текста так же будет 4. Каждый
член группы получает свою карточку (под номером 1, 2, 3, 4). Все учащиеся самостоятельно прочиты-
вают свой текст. Выписывают из него самое важное, существенное в виде ключевых слов, словосочета-
ний или тезисов. Продумывают презентационную схему рассказа. Предполагается, что эта схема на
следующем этапе работы поможет донести информацию до других членов группы. Схема может иметь
вид таблицы, опорного конспекта, плана, списка ключевых слов, рисунка, графической формы и т.д.
2. Все ученики собираются в экспертные группы (группа специалистов по одной и той же карточ-
ке): все участники под №1 – в одну группу, под №2 – в другую и т.д. Экспертные группы обсуждают
прочитанные тексты и дорабатывают презентационные схемы (выбирают наилучший вариант этой схе-
мы).
3. Все учащиеся возвращаются в «рабочие» или первоначальные группы и по очереди рассказы-
вают о том, что прочитали на карточках, используя презентационные схемы рассказа. На этом этапе
учитель забирает у всех карточки с текстами. Остаются только свои записи.
Практика моей деятельности показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и
значительно эффективнее.
Обучение в сотрудничестве делает урок живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение
к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, даѐт возможность многократно повторять
материал, помогает учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят
всего класса при минимальной затрате времени, а также обеспечивает развитие индивидуальных
свойств личности школьников.
Дифференцированный подход к обучению
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы резкое падение интереса учащихся к русско-
му языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить
свою мысль. Может ли учитель что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации?
Может и должен!
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осу-
ществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образо-
вания. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивиду-
альность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к соци-
альным воздействиям.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень ум-
ственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С
другой стороны - во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и ин-
тересы в конкретной образовательной области. Дифференцированный процесс обучения - это широкое
использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе ре-

зультатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей
учащихся.
Например, при изучении темы ―Не с причастиями‖ даѐтся задание: «Подберите причастия для
описания хризантемы».
Уровень «3»
Составьте словосочетания
1) (не) разбирающийся; (не) ухаживающий; (не) смотрящий; (не) отказавшийся; (не) пришедший
2) от цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами.
КЛЮЧ
Не разбирающийся в цветах; не ухаживающий за цветами; не смотрящий на цветы; не отказавшийся
от цветов; не пришедший с цветами
Уровень «4»
НЕ - приставка
Распустившийся
Сорванный
Выращенный
Политый
Купленный
Подаренный
Уровень «5»
НЕ - частица
Распустившийся
Сорванный
Выращенный
Политый
Купленный
Подаренный
При изучении деепричастного оборота предлагаются следующие задания:
Уровень «3»
Расставьте знаки препинания.
1) Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.
2) Неукротимая стихия бушуя и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.
3) Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая все на своем пути устремляется
вдаль.
4) Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и устремляется вдаль.
Уровень «4»
Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты.
1) Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах.
2) Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляет забыть о проблемах.
3) Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и очаровывает заставляя забыть о про-
блемах.
4) Величие природы покоряет и увлекая непредсказуемостью заставляет забыть о проблемах.
Уровень «5»
Перестройте предложение в соответствии со схемой:
Волны играют друг с другом, клокочут, спорят с ветром.
Использование дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творче-
ские силы в ученике, активизировать его деятельность, воспитывать потребность узнавать всѐ больше и
больше о богатстве и многообразии форм русского языка.
Интегрированные уроки

Интегрированные уроки являются эффективной формой, используемой для систематизации зна-
ний в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных
дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое,
достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Цель интегрированного
урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его це-
лостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить
учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее
включить его в познавательный процесс.
Например, по теме «Определение научного понятия» (6-й класс) предлагаются следующие зада-
ния:
Задание 1. Найдите в данных текстах специфические конструкции, свойственные научному сти-
лю, с помощью которых можно дать понятие о научном предмете.
1) Природа – весь мир, который нас окружает. Это Солнце и звезды, равнины и горы, леса и степи,
моря и реки, растения и животные. Мы сами также являемся частью природы.
2) Живые тела – организмы. К ним относятся бактерии, грибы, животные, человек. Тела природы
постоянно изменяются. Эти изменения называют явлениями.
3) Воздушная оболочка Земли называется атмосферой.
4) Океаны и моря вместе с реками и озерами составляют водную оболочку Земли – гидросферу.
Запись в тетрадях:
 Что – это что
 Что является чем
 Что относится к чему
 Что называют (называется) чем
 Что составляет что
Задание 2. Ответьте на вопросы. В ответах употребите следующие термины: экватор, парал-
лели, меридианы, широта, долгота, географические координаты – и синтаксические конструкции из
задания 1.
1. Что такое экватор? (Точки земной поверхности, находящиеся на равном расстоянии от обоих
полюсов, образуют окружность, которую называют экватором.)
2. Что называют меридианом? (Меридианом называют мысленную линию на Земле и отмеченную
на глобусе, которая соединяет экватор с Северным и Южным полюсами.)
3. Что называется широтой? (Географической широтой называется географическая координата
любой точки земного шара, отсчитываемая по меридиану от экватора.)
4. Что называют параллелями? (Параллелями называют окружности, которые имеют одинако-
вую географическую широту.)
5. Что такое долгота? (Географическая долгота – это географическая координата, отсчитывае-
мая по параллелям начиная с нулевого меридиана – г. Гринвича.)
Задание 3. Прочитайте текст и скажите, о чем в нем идет речь. Дайте заглавие тексту.
Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за год. Продолжительность года составляет 365
суток 5 час. 48 мин. 46 сек. Ось Земли сохраняет постоянное направление в пространстве. Прибор, ко-
торый показывает, как происходит обращение Земли вокруг Солнца, называется теллурий (от лат. «тел-
лус» – земля).
(Г.С. Калинова и др. Естествознание.)
Задание 4. Обратите внимание на правописание имен собственных (Земля, Солнце). В каком слу-
чае мы пишем эти слова с маленькой (строчной) буквы? Выпишите термины, необходимые для понима-
ния текста (ось Земли, теллурий). Задайте к тексту вопросы. Перескажите текст, пользуясь изученными
конструкциями.
Поскольку в качестве материалов для подобных уроков можно использовать тексты из учебников
по любому предмету, не будет преувеличением сказать, что русский язык является средством, способ-
ным интегрировать практически все предметы школьной программы в единое целое.
Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету,
снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, де-
талей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет
внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Игровые технологии
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого
общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и
навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные
сюжеты игр.
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко по-
ставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-
познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и
ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планирова-
нии игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется пра-
вилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение
дидактического задания связывается с игровым результатом.
Учитель может проводить уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-КВН, уроки - ролевые иг-
ры, уроки-соревнования, театрализованные уроки.
В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду ―незаметных и тихих‖. Кол-
лективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и да-
ет им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.
Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ре-
бенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной ра-
ботой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют
свои роли. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и меж-
ду ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый уче-
ник сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов:
письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов,
конкурс теоретиков и т. д.
На уроках русского языка могут использоваться игры со словами, игры-консультации, викторины.
Задание 1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Например, обы(чай)ка.
МЕ( )ОЛАД
ФОР( )НИК
ЖЕЛ( )СИН
ТАМ( )КА
ВАМ( )АТ
ДРА( )УРА
КИШ( )ЕЙ
КАР( )ЕМЕЦ
ВАМ( )АМИДА
ВОС( )АРЬ
ВОК( )ЕЖЬ
ПО( )ОТОК
У( )ОВА
ГОР( )ОЛАД
НА( )НЯ
ЗА( )ЕЦ
СВИР( )НИК
КАР( )НА
ПО( )АТКА
АМ( )АК
ГО( )КОТ
КОВ( )НЯ
КАБ( )ОШКО
Задание 2. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суф-
фиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложении точно такие же, как в русском.
Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.
Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.
Задание 3. Вы хотите удивить всех. Допишите прилагательные к словам так, чтобы получился
оксюморон: вода, мошенник, гром, мудрец, дурак.
Задание 4. «Я археолог!»
Определите корень в слове «придет».
Что вы знаете о происхождении термина «кибернетика»?
Игровые технологии будут эффективными, если они проводятся не от случая к случаю, а в систе-
ме.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом
начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Ро-

дившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным ком-
понентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов
учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации
и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемы-
ми"; т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный
результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих
интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятель-
ность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение опре-
деленного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве,
проблемным и исследовательским методом обучения.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они
вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так назы-
ваемых ―спящих‖ партнеров.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное за-
дание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает ―План действий учащихся в проекте‖.
План работы над проектом состоит из шести "П”:
ПРОБЛЕМА включает в себя тему и задачи проекта, отвечает на вопрос: зачем нам нужен этот
проект.
ПЛАНИРОВАНИЕ собственной деятельности; определение источников информации; планирова-
ние способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления
результата).
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ с помощью специальной литературы, средств массовой информации,
сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими
лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.
ПРОДУКТ:
– отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов);
– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта - это осмысление полученных данных и способов достижения результа-
та; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа,
города и т.д.).
ПОРТФОЛИО — сбор папки с рабочими материалами проекта.
Результат проектной деятельности:
• словарик,
• морфологический портрет слова,
• энциклопедия одного слова,
• сборник иллюстраций,
• сборники собственных творческих работ,
• стенгазета,
• видео- или слайд-фильм,
• лингвистический анализ текста,
• публикация,
• буклет,
• презентация
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать зна-
ния, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследова-
тельские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть
тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образова-
Гвоздикова Елена Ивановна – учитель русского языка и литературы школы №97 г. Ижевска
тельного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую про-
фессию, будет жить творческой жизнью.
Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: раз-
вития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ори-
ентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Информационные технологии как средство активизации
познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся
Быстрое развитие вычислительной техники и расширение еѐ функциональных возможностей по-
зволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практи-
ческих занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного мате-
риала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного
эксперимента.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают
процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фак-
тор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. При
использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картин-
кой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материа-
ла.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, мож-
но предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопро-
вождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоя-
тельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет
возможность использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наи-
более зрелищным.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь
многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогиче-
ские технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто ―вложить‖ в каждого
обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной
активности учащихся.
Каждый ребенок должен определить для себя, что на уроке русского языка он не просто учится
грамотно писать по-русски, что немаловажно для современного человека, но и учится излагать свои
мысли, говорить публично, познает действительность и приобщается к национальной культуре русского
народа, то есть он учится жить в обществе.
Если человек испытывает бессильную тоску перед чистым листом бумаги, не умея связать двух
слов, для него закрыты десятки профессий. Тот, кто косноязычен, плохо говорит, может проститься со
специальностями, требующими работы с людьми.
Все это заставляет учителя целенаправленно отбирать материал, выбирать такую форму его
подачи, такие приемы и виды работ, чтобы постоянно развивать интерес к предмету, подкреплять
его на каждом уроке. Уроки родного языка должны стать самыми увлекательными, самыми любимы-
ми.

Категория: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Добавил: Admin | Теги: идеология
Просмотров: 2305 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.