Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Суббота, 10.12.2016, 23:33
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

За что могут снять баллы по литературе
23.01.2013, 01:53

За что могут снять баллы по литературе

В основе разверну­тых ответов на вопросы заданий части С лежит хорошее знание текста произведения, умение его анализировать в контексте творчества писателя и шире — литературы опре­деленного периода, а также знание и умение использовать теоретико-литературные понятия. Казалось бы, этого долж­но быть вполне достаточно, чтобы успешно справиться с работой. Но, к сожалению, даже те ученики, которые хоро­шо подготовлены по указанным аспектам далеко не всегда получают высокий балл за выполнение части С. Попробуем разобраться, в чем здесь дело.

Как отмечалось ранее, часть С представляет собой пись­менное развернутое высказывание по определенной проблеме или ответ на конкретный вопрос в связи с представленным в варианте текстом. Другими словами, речь идет о создании связного текста, который должен соответствовать определен­ным требованиям. Если вы не вполне ориентируетесь в этих требованиях, то даже отличное знание литературного и теоре­тического материала не обеспечит вам хорошую оценку на эк­замене.

Откуда же можно узнать об-этих требованиях и как нау­читься в соответствии с ними выполнять задания части С? Для ответа на этот вопрос обратимся к еще одному документу, представленному разработчиками ЕГЭ по литературе. Он так и называется «Критерии проверки и оценки выполнения за­даний с развернутым ответом»1. Полностью текст этого до­кумента приведен в Приложении 2, помещенном в конце по­собия. В данной главе мы постараемся вместе разобраться в том, что представляет собой этот документ и на что вам нужно прежде всего обратить внимание.

Важно понимать, что полученный вами общий балл за каждую из частей С выводится именно на основе этих крите­риев. Они не во всем совпадают по части С1-С4 и С5. За за­дания С1-С4 максимально можно получить только 3 балла, а основным критерием является точность и полнота ответа. Причем для заданий С1 и СЗ главное — это аргументированно ответить на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, разви­вая их и приходя к логическим выводам, а для заданий С2 и С4 — не только дать ответ, но привлечь для этого литера­турный контекст, обосновывая проводимое сопоставление. И в том и в другом случае, как и в заданиях С5, недопустимы фактические ошибки — даже за одну такую ошибку снижа­ется балл. Более строго фактические ошибки оцениваются в заданиях С1 и СЗ: за 2 — 2 балла, за 3 и более — 0 баллов; в соответствии с критериями к заданиям С2 и С4 вы потеряете 2 балла за 2-3 ошибки. Менее жесткие требования в этом от­ношении к выполнению заданий С5: за 1-2 ошибки снижает­ся 1 балл, за 3-4 — 2 балла, но там речь идет о целом ком­плексе требований, в рамках которого фактические ошибки составляют лишь определенную часть.

 При оценивании заданий С1-С4 таких требований мень­ше, но и здесь баллы снимаются не только за фактические ошибки, имеются и другие позиции, которые также влияют на общий балл. При оценке заданий С1 и СЗ 1 балл будет снижен и в том случае, если вы не сделали фактических ошибок, но недостаточно обосновали свои суждения или же отчасти подменили их пересказом текста; 2 балла вы теряе­те тогда, когда слабо аргументировали ответ и рассуждали поверхностно, неточно или вместо анализа пересказывали текст — в этом случае можно заключить, что задание было понято упрощенно. А совсем ничего (то есть 0 баллов) не получит за эти задания тот, кто их не понял, не ответил на вопрос или рассуждал о чем-то, не связанном с поставлен­ным вопросом, а также если вместо ответа на вопрос вы просто пересказали текст.

В заданиях С2 и С4 также присутствуют определенные позиции, которые влияют на вашу оценку. Максимальный балл — 3 — вы получаете в том случае, когда для сопоставле­ния привлекаете не менее двух произведений одного или не­скольких писателей или же не менее двух авторов, в творчест­ве которых нашла отражение указанная проблема, тема, мотив, художественный прием и т.д. Другими словами, вам необходимо привести не менее двух позиций для сопоставле­ния и обосновать, почему вы считаете возможным его провес­ти. Если же вы нашли только одну такую позицию для сопос­тавления, то потеряете 1 балл, как и в том случае, если не смогли достаточно аргументированно доказать возможность проведения сопоставления. В этом случае вы получаете 2 бал­ла за выполнение задания. Еще больше вы потеряете, если, приведя одну позицию сопоставления, не назвали фамилию автора или название произведения, а также в том случае, если даже они названы, но нет обоснования для проводимого со­поставления. Такой ответ оценивается лишь 1 баллом. О бал­лов, как и в заданиях С1 и СЗ, можно получить за невыпол­ненное задание, то есть в том случае, когда нет ответа на поставленный вопрос или же ответ не соотносится с постав­ленной задачей.

Иные критерии оценки для заданий С5 — за сочинение максимально можно получить 15 баллов. Эта оценка скла­дывается из нескольких, которые даются по отдельным ас­пектам. Главный из них — содержательный, который под­разумевает глубину и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе, за что максимально можно получить 3 балла. Если вы за эту часть получаете О баллов, то дело плохо: задание даже не будут проверять дальше, поскольку оно расценивается как невыполненное, го есть в результате в целом за часть С5 вы получаете О баллов. Это еще раз подчеркивает необходимость научиться хорошо понимать поставленный вопрос и точно отвечать на него.

Если вы справились с этой задачей, то все равно радо­ваться рано: 3 балла получает лишь тот, кто не только отве­тил на поставленный вопрос, логично выстроил свои рас­суждения и привел соответствующие аргументы для доказательства. Важно, чтобы ваше мнение было не произ­вольным, а учитывало позицию автора произведения. Но и этого еще мало: раскрывая тему, вы должны показать хо­рошее знание проблематики произведения в целом. Вот по­чему так важно при той подготовке к экзамену, о которой речь шла в предыдущей главе, внимательно относиться ко всем аспектам анализа текста, а не ограничиваться только знанием «содержания» произведения и имен героев, как это зачастую бывает с теми, кто считает достаточным просто прочитать «краткое изложение» произведений по много­численным сборникам, которые — увы! — широко распро­странены.

Но имеются и другие критерии, по которым также оце­нивается ваша работа — по каждому из них вы тоже макси­мально можете набрать 3 балла. Вторая группа критериев оценки связана с уровнем владения теоретико-штературными понятиями. Мы с вами уже останавлива­юсь на этом вопросе, говоря о важности повторения теоре­тического материала для выполнения всех частей ЕГЭ по литературе. Речь шла о том, как важно уметь их применять при анализе произведения. Если вы научились это делать, то по данному критерию можете рассчитывать на высший балл при оценке сочинения: он выставляется в том случае, если экзаменуемый не только хорошо знает теоретико-литературные понятия, но и уместно их применяет в своей работе, объясняя, какие функции в данном произведении они выполняют. Если же вы не будете объяснять роль тех или иных литературных приемов, о которых говорится в вашем сочинении, или же допустите неточности в их упот­реблении — 1 балл непременно снизят при оценке вашей работы. Если таких ошибок будет много или вы предпочте­те обходиться небольшим количеством теоретико-литературных понятий, то снизят целых два балла, а те, кто вообще не использует литературоведческие термины в сво­ем сочинении, получают по этой позиции оценки работы О баллов.

Третья группа критериев оценки связана с обоснованностью привлечения текста анализируемого произведения. Об этом у нас тоже уже шла речь в предыдущей части, где говорилось о необходимости хорошо ориентироваться в тек­сте произведения. Но даже если вы привели много цитат, это еще не значит, что все сделано правильно. Эти цитаты долж­ны строго соответствовать своей задаче: подтвердить выска­занные вами мысли. Если экзаменатор усмотрит в привлече­нии текста произведения отсутствие целесообразности и обоснованности, то вы потеряете 1 балл. Кроме того, следует учесть и другого рода возможности привлечения текста, по­мимо прямых цитат с комментариями к ним. Вы можете для доказательства ваших суждений давать краткий пересказ, интерпретировать отдельные микротемы, а также делать ссылки на изображенное в произведении. Только при этом следует избегать подробного пересказа текста без необходимого комментария — иначе вашу оценку снизят на 2 балла Но хуже всего, если вы, говоря о литературном произведе­нии, вообще не будете привлекать его текст: конечно, такая работа выглядит необоснованной, бездоказательной, и вы получите 0 баллов по этому критерию.

Четвертая группа критериев оценки сочинения касается последовательности и логичности изложения. Это об­щее требование, которое всегда предъявляется к любым ви­дам текстов. Но от этого ваша задача легче не становится, чтобы справиться с ней, надо учиться выстраивать свой текст, самим находить недостатки в логике развития мысли, связи различных частей работы, отмечать и устранять по­вторы, правильно членить текст. Если все это выполнено, то вам обеспечен максимальный балл по этой позиции — 3, а если вы не устранили все повторы или нарушили в какой-то части сочинения логические связи, то получите лишь 2 балла. Плохо, если экзаменатор обнаружит отступления от основной проблемы, особенно если при этом вы «топчетесь на месте», повторяя одну и ту же мысль несколько раз, — тогда вам поставят лишь 1 балл. Если же развитие мысли в сочинении вообще не просматривается, логические связи нарушены и имеется много необоснованных повторений, то выставляется 0 баллов.

Последняя — пятая — группа критериев вам лучше всего знакома и понятна: это оценка речевого оформления. Особен­ностью такой оценки в ЕГЭ по литературе является то, что она учитывает следование нормам речи, а не орфографические и пунктуационные ошибки. Разумеется, если их будет слишком много, то экзаменатор вправе расценить это как недостаток работы, в результате которого существенно затрудняется по­нимание смысла высказывания. Но все же в основном баллы снижают за другое — речевые ошибки, о которых у нас пой­дет отдельный разговор. Здесь отметим только то, что оценка по этому параметру достаточно жесткая: за 2-3 речевые ошибки снижают 1 балл, за 4 — 2 балла, а далее, как уже было сказано, возможна только нулевая оценка сочинения по пятой группе критериев.

Таким образом, очевидно, что написать на высший балл все виды развернутых ответов — как по заданиям С1-С4, так и сочинение по заданию С5 — очень непросто, этому необхо­димо специально посвятить достаточно много времени при подготовке к ЕГЭ по литературе, обращая внимание на все те критерии, которые мы с вами подробно разобрали. Далее мы отдельно рассмотрим особенности подготовки к развернутым ответам ограниченного объема и к заданию С5, представляю­щему собой полноформатное развернутое высказывание (со­чинение) по определенной проблеме.


Категория: ЛЕНТА НОВОСТЕЙ | Добавил: Web-master
Просмотров: 459 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.