Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Пятница, 09.12.2016, 01:06
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » ЕГЭ Русский язык

ЕГЭ, часть С: фактические и речевые ошибки.
15.04.2012, 15:05

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Как известно, фактические ошибки прежде всего связаны с неправильным пониманием текста, с его неверным прочтением или толкованием. Ученики, видимо, обычно рассуждают следующим образом: если рассказывается о зайцах (таким был один экзаменационный текст), то автора, конечно же, волновала тема «Охрана животных», значит, с негодованием нужно писать о том, что численность животных с каждым годом уменьшается, отдельные виды исчезают с лица земли, нарушается пищевая цепь и т.д. Именно об этом большая часть работ. Поскольку персонаж имеет отца, посылающего его проверить капустник, - значит, повествователь - мальчик; он идет с ружьем, чтобы подстрелить 1-2 зайцев, - следовательно, нужно обличать молодое поколение, не испытывающее жалости ко всему живому...

Фактические ошибки возникают по разным причинам.

А. Ученик не способен правильно оценить содержание текста и вычленить одну из основных проблем. (Вообще не видят в тексте никакой проблемы, к счастью, единицы; наверно, срабатывает здравый смысл: если в задании требуется сформулировать и прокомментировать проблему - значит, она в нем должна быть).

Примеры.

1. Проблемой в данном рассказе явилось то, что главный герой живя в лесу очень сильно любил животных и ему было жаль убивать их. Он видел в них своих друзей. Ему было интересно наблюдать за ними, за их образом жизни. Но отец главного героя может не понимал сына, может просто хотел привить сыну охотничьи навыки. Но в конце рассказа видно, что отец смирился с тем что сын не может и не хочет убивать животных. Хотя они и могли оставить отца и сына без запасов на зиму.

2. В данном отрывке представлена проблема истребления животных. В современном мире это одна из самых актуальных проблем. Но люди и «ума приложить» не могут, насколько это губит наш «живой мир».


3. Если в лесах Молого-Шекснинского междуречья водится много зайцев, это не значит, что их надо убивать. В одних лесах их много, а в других может и вообще не быть. Если люди при малейшей погрешности зверьков, будут убивать их, то милых, пушистых, беззащитных зайцев просто напросто не останется. Нельзя убивать животных, даже если их очень много. Я считаю, что это и есть одна из главных проблем, которую ставит автор.


4. Автор, сам того не осознавая, предстает перед нами в образе браконьера. К счастью, от его рук, в этом произведении, никто не пострадал.


5. Автор заставляет нас переместиться вместе с ним в леса Молого-Шекснинского междуречья. С помощью различных художественных оборотов он пытается донести до нас всю глубину тихой трагедии нашей природы. Из первого предложения становится понятно, что речь идет о постепенном вымирании диких животных (...водились по большей части крупные звери.). П.Зайцев помогает нам сравнить экологию настоящего и описанного времени. Проблема вырубания лесов приобретает массовый и стихийный характер.


6. Поздняя осень. Первый снег. Автор решает сходить на охоту: подстрелить парочку зайцев. Хотя он любит поохотиться на более крупного зверя, все равно решает идти за зайцем: его отец приметил их в одном месте довольно много.


7. Одной из главных проблем данного текста является проблема уничтожения зайцами капустных посевов в зимнее время. И как человек пытается с этим бороться. Когда зимой зайцам не чем питаться, они выходят из леса из-за нужды, подвергая себя разного рода опасностям, подходя близко к людям. А люди не думают о них, беззащитных зверюшках. И могут сделать с ними все, что угодно.


8. Что такое живая природа? Как к ней относятся люди? Эти вопросы автор поднимает в тексте.


Б. Фактическая ошибка появляется и в том случае, когда ученик не способен обнаружить и грамотно сформулировать авторскую позицию.


Пример.


Авторская позиция текста ярко выражена в следующем предложении: «Какая неведомая сила расслабила меня - не знаю. Я не выстрелил».


В. Некоторым трудно сформулировать идею текста. Дети не всегда осознают, что основная мысль - это не вопрос, поставленный автором, а ответ на него.


Пример.


Но я думаю, что основная мысль этого текста - вопрос, который автор задает сам себе в девятом абзаце. «Стрелять или не стрелять?» - спрашивал себя автор. И он не выстрелил.


Г. Выпускники способны домыслить то, о чем в тексте не упоминается, это неуместное проявление фантазии тоже становится причиной появления фактических ошибок.


Примеры.


1. Но мы не должны забывать, что мы часть природы, что мы существуем лишь за счет природы. Мы должны беречь ее, беречь еще потому, что она прекрасна. О красоте природы и ее необычайности нам говорит П.Зайцев. Он - типичный горожанин, любит охоту на крупных зверей. Поэтому не всех животных он считает достойными его ружья: зайцев, например, автор называет мелким зверьем и говорит, что у него не было пристрастия ходить на охоту за зайцами.


2. На мой взгляд, автор неодобрительно относится к охоте.


3. Зайцев понял всю красоту природы еще в детстве. Это хорошо! Ведь любовь к живому нужно прививать с малых лет.


Д. Фактические ошибки при анализе текста возникают и в результате проявления учеником излишней категоричности в заявлениях.


Примеры.


1. Мы, люди, живем только техническим прогрессом, считаем, что главное в жизни - это ядерное оружие, которое изобретено, или мобильный телефон, который выполняет множество функций.


2. Автор в данном тексте соблюдал позицию живой природы. Он пытался написать о том, что зайцы красивые животные и ими надо любоваться а не истреблять. И не важно, что они делают, люди должны просто смотреть, не вмешиваться, а вмешиваться только если с целью помощи.


3. Автор ставит нас на место мальчика с ружьем и спрашивает «Что ты сделаешь на его месте?» Он дает нам право выбора, а сам все-таки хочет чтобы мы не стреляли.


4. Я солидарна с позицией автора. Природу нужно охранять! Убить двух зайцев - это не беда. А если каждый человек будет так думать?! Мы уничтожим этих животных! Ведь не зря существует Красная книга, в ней зарегистрировано более тысячи исчезнувших видов и видов находящихся на грани вымирания.


E. Фактические ошибки в фоновом материале тоже могут быть разного происхождения.


а. Они возникают тогда, когда дети не стремятся написать рассуждение о проблеме, отраженной в предложенном тексте, а пытаются механически выполнить условия, оговоренные в части С: в сочинении должна быть авторская позиция - отсюда пересказ; необходимы собственные аргументы - значит, приводятся примеры, соответствующие затронутой теме или тому, чего, по мнению выпускника, от него ожидают; учеников нисколько не смущает, что факты, привлеченные в качестве доказательств, порой плохо связаны с ходом размышлений или отражены в искаженном виде.


Примеры.


1. Если каждый человек за всю жизнь подстрелит хотя бы одного зайца, то они исчезнут с лица земли. И будущие поколения будут лишены возможности наблюдать за ними. Кроме того, зайцы приносят много пользы.


2. Бескорыстное отношение к окружающему тебя миру - вот к чему призывает автор. Понимающие красоту - душевно богатые люди. Их мы можем увидеть в лице Печорина. Он чувствует каждый колосок, каждую травинку.


Или же герой произведения Арсеньева Дерсу Узала, который замечает мельчайшую деталь природы.


Я соглашусь с мнением автора, что надо любить природу и беречь ее.


б. Неточное цитирование.


Примеры.


1. Осенняя пора,

Очей очарование!


(А.С. Пушкин)


2. «Не стреляйте в белых лебедей!» - гласит народная пословица, с которой сложно не согласиться.


в. Выпускники неверно определяют жанр, так возникают фактические ошибки, в том числе и в фоновом материале.


Примеры.


а) Но герой данного текста, повести - человек способный оценить истинную красоту: «Боже, что я увидел!».


б) В рассказе «Про дед Мазая и зайцев» автор тоже затрагивает проблему спасения животных.


г. До сих пор встречается немало работ, соответствующих требованиям, которые предъявлялись к работам 2003-2005 годов. То есть дети выискивают в тексте средства выразительности, использованные автором, и неправильно классифицируют их. Так, например, в тексте были найдены диалектные слова: «диковинное зрелище» (впрочем, в другой работе можно прочесть утверждение, что «диковинное зрелище» - разговорные слова, придающие «живость тексту»), эпитеты «пляшут зайцы» (в другой работе это сочетание отнесено к группе фразеологизмов) и т.п.


Ж. Смысловая и терминологическая путаница возникает при неумении разграничить понятия «автор» и «повествователь, рассказчик».


Примеры.


1. В данном тексте П.Зайцев описывает события случившиеся с ним глубокой осенью, когда отец отправил его пугнуть зайцев, а заодно подстрелить одного, или двух.


2. Автор данного текста правильно сделал, что не убил зайцев.


Незнание типов речи и их особенностей ведет к нарушению логики в рамках одного предложения:


Текст написанный в повествовательной форме, форме рассуждения и описания, помогает читателю погрузиться в него, стать действующим лицом, стоящим за спиной героя.


 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ


Речевых недочетов в проверенных работах большое количество. Сочинения с 1-2 ошибками - необыкновенная удача, потому как крайне редки. Речь большинства учеников, мягко говоря, не развита, они мало читают, слишком редко видят и слышат образцы грамотной литературной речи, не имеют опыта написания сочинения требуемого жанра (а количество часов литературы в учебной сетке все уменьшается). В результате детям порой трудно сформулировать собственную мысль. Ошибок (самых разных: речевых, грамматических, логических, стилистических) допущено столько, что нередко высказывания кажутся лишенными смысла. Судите сами, насколько несостоятельны выбранные фразы.


1. Неумение членораздельно сформулировать собственную мысль


Примеры.


1. Человеческое общество имеет свойство возвышать себя над другими существами планеты.


2. Проблема главного героя - это любовь к животным, это не проблема, а его достоинство, которым не каждый человек может похвастаться.


3. В оригинале этот рассказ очень хорош и поучителен. Действительно, нет ничего прекраснее живой природы леса: наблюдать за животными или просто бродить по бескрайним просторам «зеленого царства».


4. Красоту данную нам природой мы должны видеть глазами своими, а неглазами других людей, которые видят и берегут эту красоту. Они понимают что эта природная красота наше будущее, если мы будем ее уничтожать, только останется лишь блеск серого металла.


5. Мы смотрим на природное великолепие, а видим проблему которая нам мешает.


6. Мне кажется, что в данном тексте решается характерная проблема самого автора. Ведь цель автора «пугнуть ружьем и подбить одного-двух», а не любоваться происходящим в капустнике. Увиденным, автор делится снами не только восторгом и восхищением, но он как будто и делится как поступать в подобных жизненных ситуациях...


2. Повтор слов


Недостаточность словарного запаса приводит к неоправданным лексическим повторам, тавтологии, употреблению слов в несвойственных им значениях.


Примеры.


1. Он увидел, как зайцы в ночное время, когда их никто не видит, жуют траву. Такое зрелище он увидел в первый раз. Он даже забыл, зачем пришел. Вспомнив, он взял ружье, но не смог выстрелить, его расслабила какая-то неведомая сила. - Повтор вызван малым запасом слов.


2. И когда вопрос заходит об их уничтожении мы не можем не задуматься над вопросом «стрелять или не стрелять». Именно такой вопрос поставил автор перед главным героем рассказа.


3. Автор подсознательно сделал выбор не в пользу оружия. Он говорит, что его расслабила «неведомая сила». Это говорит о том, что в душе он не охотник, а человек, глубоко любящий природу.


4. Я считаю, что одной из проблем, раскрытой в данном тексте, является проблема взаимодействия человека с природой. Люди, оберемененные заботами и проблемами современной жизни, порой просто забывают о таких вещах, как отдых на природе или выезд на дачу.


5. Автор в данном рассказе стремится, на мой взгляд, сказать всем людям: «Любите природу, оберегайте ее, защищайте».


Автор в свою очередь поддерживает главного героя. Я тоже согласна с автором, ведь природа - это наша «мать», которая нас и кормит, и одевает, и защищает. (Еще и неуместно использован соединительный союз тоже.)


6. Автор задел тему «Охрана живой природы», сказав, что «...ходить на охоту за зайцами у меня почему-то пристрастия не было». Пожалуй, я с ним согласен. Но он этим высказыванием упомянул только мелкое зверье. На мой взгляд охранять и беречь нужно не только мелких, но и крупных животных, потому что многие животные уже занесены в Красную книгу.


7. Любой человек должен стремиться оставаться самим собой в любой ситуации, уважая при этом интересы и ценности окружающих.


8. Но мы не должны забывать, что мы часть природы, что мы существуем лишь за счет природы. Мы должны беречь ее, беречь еще и потому, что она прекрасна.


9. Однако автор считает, что живая природа является не только средством удовлетворения физических потребностей человека, но и средством удовлетворения его духовных потребностей.


10. Рассказ написан настолько реалистично, что читая его неосознанно начинаем представлять всю картину происходящего. На миг оказываемся на месте главного героя и начиняем ощущать все те чувства, что ощущал главный герой.


11. За этой природной красотой наше с вами будущее, и это будущее мы должны сохранить для нашего будущего поколения.


12. Позиция автора мне полностью понятна, и я с ней согласен. Потому что человек уничтожая, что-нибудь прекрасное из-за своих корыстных целей не видит этого. Из-за этой слепоты человек перестал замечать красоту которая его окружает.


13. Мальчик повернувшись увидел, но он сразу не поверил что это зайцы он думал что это привидения. Он забыл про свою цель он тут же забыл. Он просто любовался живой природой. Она была просто прелестна.


14. Он назвал это «диковинное зрелище». Этот маленький мир, где кипит жизнь. Я навсегда запомню этот текст про «пляшущих зайцев».


15. Узнав, что его сын ничего не сделал и услышав рассказ сына, отец еще раз убедился в том что сердце сына доброе и он может видеть прекрасное.


16. В своем рассказе автор показывает всю прелесть и красоту природы на примере зайцев, просто зайцев. Именно зайцы открыли главному герою все, о чем он раньше и не подозревал.


3. Неточное словоупотребление


Примеры.


1. Ведь увидев бродячую собаку либо кошку на улице, мы испытываем чувство презрения. Нужно уметь переломить это чувство и, как бы это ни звучало банально, сжалиться.


2. Если люди при малейшей погрешности зверьков, будут убивать их, то милых, пушистых, беззащитных зайцев просто-напросто не останется.


3. Необходимость «...подбить одного-двух» и противовесные терзания по поводу невинности этих прекрасных созданий. Позиция его остановилась на понимании этих зверюшек.


4. Свою роль в добивании флоры и фауны играют и браконьеры.


5. Зайцев задумывается над проблемой убийства зверей: «Что делать? - думал я тогда. - Стрелять или не стрелять?»


6. Придя на место, охотник долго ждал, и его уже начало пробивать ко сну.


7. Увидев такое не каждый охотник выберет такому зрелищу хлоднокровный точный выстрел.


8. Автор в данном тексте соблюдал позицию живой природы.


9. Возможно я не прав в своих изречениях, но я считаю, что мир должен стать немного добрее.


10. Наши сердца полны алчности от которой надо избавиться. Если это сделать все вокруг изменится и поменяет свою окраску.


11. Я считаю, что автор прочитанного текста пытается донести до читателя свое отношение к природе. Он показывает всю красоту живой природы. Такие моменты, которые автор описывает в тексте: пейзаж, обстановка, увидишь не каждый день.


12. Красота природы приносит вдохновение. Вот именно это вдохновение и опустило ружье мальчика.


13. Природа справедлива! Все ее действия по отношению к человеку оправданны.


Многие работы содержат недочеты несколько иного плана: они велики по объему, многословны, но нельзя сказать, что глубоки по содержанию, богаты и ярки по речевому оформлению; смысл надежно скрыт за словесной шелухой. Создатели подобных сочинений, как и авторы ранее процитированных работ, тоже не научены строить собственное высказывание.


4. Многословие, неуместное употребление слова


Примеры.


1. Более того, некоторые недобросовестные и жадные личности тем и зарабатывают, что медленно, но верно убивают нашу матушку-природу: занимаются браконьерством, вырубают леса, захламляют свалками такие порой замечательные пейзажи.


2. Каждый ребенок знает, что вместо одного срубленного дерева нужно посадить два, но не каждый взрослый следует этой морали. (Удачно использовано противопоставление, но неуместно использовано выделенное слово.)


3. В оригинале этот рассказ очень хорош и поучителен.


4. Автор данного текста хотел нам передать свою любовь к животным, к прелестям природы.


5. Весь текст пронизан восторгом и одновременно изумлением перед этим событием.


6. Яркую эмоциональную окраску тексту передают восклицательные предложения («Боже, что я увидел!» и другие). Эти крики восклицания вырываются из самой глубины души автора и нет никаких сомнений в их искренности.


7. В эту чудесную природу он «вписывает» человека, который и будет наблюдать за красотой природы.


8. Увидеть любое лесное существо вдали от цивилизации, будь это крупный зверь или же маленькое насекомое, для меня всегда чудо, и я с огромным упоением могу наблюдать за их жизнью, совершенно забыв о времени.


9. Рассказ Зайцева повествует о его впечатлениях, пережитых в юности, от «общения» с живой природой, а именно: увиденного им множества зайцев. Весь текст пронизан восторгом и одновременно изумлением перед этим событием.


10. Природа - это наша часть жизни, которая составляет почти половину земного шара. Где мы обитаем, дышим чистым воздухом, дающая нам природа, любуемся ей красотой и живностью. Она так прекрасна!


11. Представив такие сюжеты описания появляется какое-то вдохновение и, естественно, хочется увидеть такое же чудо, этот прекрасный мир, описываемый в данном тексте. В данном случае, как мне кажется, автор, показывая нам матушку-природу, хочет призвать нас, людей, к тому, что еще существуют такие уголки природы, где живет то естество, та жизненная красота, которую мог бы увидеть любой другой человек. Он призывает нас к тому, чтобы люди относились с вежливостью и глубоким уважением к естественной красоте, ценили то, что смогла сохранить для нас природа, свои прелести.


12. В данном тексте автор рассматривает живую природу не только как источник пищи, биологическую среду или полезные ресурсы, автор пытается показать природу со стороны, на которую к сожалению в наше время все реже и реже принято обращать внимание, со стороны настоящего, живого мира, со своими секретами, чудесами и жителями.


13. Но не смотря на это, я полностью согласен с автором, ведь невозможно по-существу оценить красоту другого мира, мира природы, не оказавшись там самому, не став его частицей.


14. Но вскоре он решается выстрелить, благо два зайца торчали из озими совсем рядом почти на одной линии, можно было положить сразу обоих.


15. Через свой рассказ П.Зайцев стремится передать читателю все свои эмоции, переживания, желает остаться понятым читателем, чтобы тот в свою очередь окунулся в безграничную гармонию природы.


16. Так и главный герой в прочитанном мною тексте, увидев «заячьи пляски» называет их «диковинным зрелищем», сравнивает самих зайцев с «белоснежными привидениями». Именно сейчас он прочувствовал то, о чем с такими эмоциями нам повествует.


17. И с ним я полностью согласен, потому что все животные, живущие на земле, все они браться наши меньшие.


18. Не будешь беречь природу и животных, тогда не интересно будет жить на земле.


19. Автор рассматривает проблему на примере рассказчика, которого отец отправил припугнуть зайцев, а также пристрелить. Тот отправился с ружьем и поставленной целью убить живое. Но выбрал не убиение, а восхищение. От души полюбовавшись живой природой, он не посмел в нее выстрелить. Этим и сохранил свое мирное отношение к живой природе.


4. Нарушение лексической сочетаемости


Ученик далеко не всегда способен сохранить стилевое единство текста, тогда сочинение превращается в размышление разговорно-бытового типа; или, напротив, автор впадает в ненужную и ложную патетику, высказывание состоит из звонких, но малозначимых фраз, грешит нарушением лексической сочетаемости, наличием лексики разных стилей.


Примеры.


1. Он не смог выстрелить в зайцев, в нем сыграли чувства. Чувство безмерной любви к живому. Он удивляется, любуется, в нем ожили все его чувства. «Боже, что я увидел!» восклицает он.


2. Я считаю, что это и есть одна из главных проблем, которую ставит автор.


3. Что может принести большее удовольствие, чем истинно душевное наслаждение?


4. Автор через этот рассказ дает нам мысль, что все на земле имеет свою красоту, и наша с вами задача как можно дольше сохранить эту красоту данную природой.


5. Автор не допустил ошибки, которая могла бы произойти. Он сохранил жизнь маленькому беззащитному зверюшке, зайчику. Сохранил, во-первых, ту незабываемую красоту, которую природа показала ему, и, во-вторых, он получил полное вдохновение, радость от незабываемого впечатления.


6. Картина мира меняется, и только общечеловеческое нравственное воспитание остается неизменным.


7. Автор, в своем тексте, пытается показать читателю свою позицию.


8. И только приготовился, вдруг, какая-то неведомая сила расслабила его, и он не выстрелил, а только почему-то закрыл глаза, опустил голову и медленно, встал во весь рост, глубоко вздохнув прохладного воздуха, неторопливо побрел домой.


9. В данном тексте П.Зайцев описывает события случившиеся с ним глубокой осенью, когда отец отправил его пугнуть зайцев, а заодно и подстрелить одного, или двух. В результате этого похода автор стал свидетелем необычайных событий, после которых он не смог пристрелить зайцев, потомучто неведомая сила не позволила ему сделать это.





Категория: ЕГЭ Русский язык | Добавил: Admin
Просмотров: 3259 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.