Главная | Мой профиль | Выход | RSS | I | Вход Понедельник, 05.12.2016, 15:35
 Литератор  
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ             Шилаевой Ирины Викторовны       

                                                         

        
   
Онлайн на сайте:

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0


Мой сайт посетили:

счетчик посещений
человек

НОВОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ




О СЕБЕ


НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


 
   МОЙ  КЛАСС

КЛАССНОЕ
РУКОВОДСТВО



МОИ
УЧЕНИКИ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА



НАПИСАТЬ
ПИСЬМО



О САЙТЕ

Главная » Файлы » ЕГЭ Литература

Подготовка к экзамену: А.П. Чехов
13.12.2012, 23:18
Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904)
Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней.

Чехов-рассказчик. Стиль Чехова-рассказчика: «открытые финалы», «музыкальность», «поэтичность», психологическая и символическая деталь.

Темы настоящей правды, социального и философского безумия в рассказе «Палата № 6».

Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - предметы рассказов Чехова «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Ионыч», «Душечка», «Случай из практики», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

«Не позволяй душе лениться», - призывает Н. Заболоцкий. «...Человек, - вторит ему Ч. Айтматов (роман «Тавро Кассандры»), - не сотворен изначально добродетельным, отнюдь нет, для этого требуется неустанно прилагать душевные усилия и всякий раз, с каждым новым рождением, заново приступать к этому - для достижения недостижимого идеала. И все в человеке должно быть направлено на это. Только тогда он человек». Человек сам «творит» свою душу. Леность человеческой души приводит к ее гибели. Об этом с присущей Чехову психологической тонкостью - вышеназванные «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Ионыч».

При повторении темы «Рассказы А. П. Чехова» обратите внимание на следующее:

1. Выясните время написания рассказа, задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл заглавия.

2. Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и почему; каково общее впечатление от рассказа.

3. Постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен (проблемами, показом героев, их взаимоотношений и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение рассказов.

Подумайте, что нового о мире, людях и жизни рассказал автор. Как художественное мастерство писателя (приемы обрисовки героев, «открытые финалы», язык, психологические и символические детали, музыкальность, «ионичность») помогают читателю увидеть авторскую позицию, его отношение к миру и человеку?

Продумайте план и форму своего высказывания. Главное - старайтесь обосновать и доказать все свои суждения, выводы, предположения.
Вопросы для повторения рассказа «Ионыч»

- Какие стороны жизни Старцева открывает Чехов, чтобы показать нравственное оскудение героя? В чем и как проявляется «футлярное» существование Старцева?

- Чем объясняет автор превращение Старцева в Ионыча и кого считает повинным в этой эволюции? Как раскрыт конфликт обыденного и идеального в рассказе?

- Одинаково ли относится Чехов к Екатерине Ивановне и ее родителям на всем протяжении рассказа?

- Так кто же он, Ионыч? Хороший или плохой человек?
Темы сочинений по рассказам А. П. Чехова

Почему и как доктор Старцев стал Ионычем?

Проблема ответственности человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

Что погубило доктора Старцева?

Чеховский подтекст (на материале рассказов «Палата № б», «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Учитель словесности»).

Своеобразие стиля Чехова-прозаика (на примере рассказов «Палата № 6», «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Учитель словесности»).

«Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (М. Горький).

«Любовь изменила их обоих» (по рассказу «Дама с собачкой»).

Философская глубина изображения природы и ее связи с человеком в повести «Степь».

«Нет, больше жить так невозможно» (по рассказам А. П. Чехова).

«Всюду - палата № 6» (Н. С. Лесков) (по произведениям А. П. Чехова).

Жизненные идеалы героев рассказа «Крыжовник».

«Главное - перевернуть жизнь» (по рассказу «Невеста»).

Большие темы маленьких рассказов А. П. Чехова.

Своеобразие тематики и стиля рассказов А. П. Чехова.

«Берегите в себе человека» (А. П. Чехов).

Почему жизнь Алехина не удалась? (По рассказу «О любви».)

Призрачное и реальное в рассказе А. П. Чехова «Черный монах».

Надя Шумина и Аня Раневская (по рассказу «Невеста» и пьесе «Вишневый сад»).

Роль ключевой психологической детали в изображении героя (на материале одного из рассказов).
Чтение и рецензирование сочинений

1. «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (М. Горький).

2. Почему доктор Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч».)
«Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (М. Горький)
(По творчеству А. П. Чехова)
Писать о Чехове? Да разве это возможно? Чехов, Чехов... И нет тебя давно, и «история давно вынесла приговор прежнему строю, и, может быть, свидетель Чехов своими беспристрастными показаниями помог» людям «во многом разобраться». Что же мы находим в произведениях Чехова близкого, понятного, сегодняшнего? Чехов, как и прежде, с его вишневым, молодым, белым садом нужен нам, необходим. Вот поэтому мы и обращаемся к его творчеству сегодня. Творчество его молодо, прекрасно по сей день. Значительное место в нем занимают рассказы, совсем небольшие по объему, но глубокие по содержанию. Рассказы эти юмористические. Читая их, понимаешь, почему с таким нетерпением ждали читатели рассказики, подписанные Антошей Чехонте. Удивляет лаконизм чеховской прозы, его умение одной деталью обрисовывать характер, ситуацию или внешность человека. Толстый и тонкий из одноименного рассказа, поднятый палец Хрюкина, лысина чиновника, картины, сделанные из фотографий местных сановников, и прочее - детали, намеки, которые порой стоят больших и многословных описаний. Над рассказами молодого Чехова всегда смеешься и одновременно чуть-чуть грустишь. Ведь в этих коротеньких вещицах автор высмеивает все дурное, мешающее людям жить честно и справедливо: лицемерие, грубость, чинопочитание, пошлость. Как тут не вспомнить гоголевское: «Скучно на этом свете, господа!» Я думаю, особенно беспощаден был писатель к обывателям и пошлякам, которые не только смешны, но и страшны.

Таков учитель греческого (мертвого!) языка Беликов из рассказа «Человек в футляре». Как он возмутился, увидев девушку на велосипеде: ведь это неприлично! А громкий смех, оказывается, нарушение порядка. Он боялся всего нового, передового, любимым его изречением было: «Как бы чего не вышло».


Под стать ему и унтер Пришибеев, пытающийся всюду наводить «порядок». Беликовы и пришибеевы, очумеловы и елды-рины были душителями светлых, живых мыслей и дел, одной из опор режима. Подобных типов немало и в нашей жизни.


Так смешное у Чехова переходит в обличительное. И подобных рассказов у писателя много: «Попрыгунья», «Ионыч», «Учитель словесности», «Крыжовник» и другие. Жизнь конца XIX века была полна проявлений неравенства, нечестности, бесчеловечности, тупости, человеческого горя. Я считаю, что Антон Павлович хорошо знал жизнь разных слоев общества, чему способствовала и его врачебная практика.


В 1892 году он написал «Палату № 6». Этот рассказ произвел на меня громадное впечатление. Больница для душевнобольных, изображенная в нем, так похожа на саму Россию с ее нелепыми порядками, при которых гибнут порой замечательные люди, талантливые и процветают глупцы и бездарности.


Конечно, писатель в своих рассказах, повестях, пьесах показывал не только мещан, хамелеонов, подхалимов и плутов. Его лучшие герои думают о счастье страны, народе, о путях борьбы за лучшее будущее. Эти люди порывают с миром пошлости и вступают на путь, который приведет к осуществлению их благородных целей. К ним относится и Надя из рассказа «Невеста», и Аня и Петя Трофимов из «Вишневого сада»...


Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - говорил он. Сам Антон Павлович был замечательным человеком. Все, кто знали его, восхищались его спокойным, необыкновенно отзывчивым и честным характером, умением хорошо повеселиться и плодотворно поработать, желанием как можно больше сделать в жизни. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал брату: «Не лгать даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего». И самое важное условие, чтобы не прожить обывателем, скучной мещанской жизнью, не погрязнуть в пошлости, - честный творческий труд. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть честной и радостной жизни», - учил этот великий гуманист.


До конца своей короткой жизни, зная, что смертельно болен, Антон Павлович Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил быть человеком и в хорошем, и в плохом - в любой ситуации, учил личным примером и творчеством.


Проблема человека, выпадающего из общего строя жизни, протестующего против пошлости, - одна из ведущих проблем творчества писателя.


Так, в вышеупомянутом рассказе «Попрыгунья» Антон Павлович повествует о докторе Дымове, самоотверженно преданном делу служения людям, своему делу врача. Его жизнь - контраст с пустой, никчемной жизнью Ольги Ивановны, ее друзей и поклонников. Дымов умирает, но «беспощадная пошлость ни тени положить не успела на нем».


Против пошлости борется Чехов и в рассказе «Учитель словесности». «Учитель словесности» - рассказ о том, как мир мещанского счастья, обыденности и ничтожества убивает в человеке чувства, разрушает любовь. И Никитин старается преодолеть злой мир, но не гибнет духовно, а, напротив, «...ему страстно, до тоски, вдруг захотелось в... другой мир...».


Показывая, как страшна сила мещанской обыденности, грозящая уничтожить или разрушить духовное начало в людях, Чехов «всю жизнь боролся с ней», утверждал «другой мир» - мир любви, красоты, труда, счастья, жизни.


Единственная вера Чехова - вера в творческое начало человеческого духа, которая поддерживает людей в их существовании, дает силы противостоять обыденности, пошлости.


Рецензия. Приведенное выше сочинение целенаправленно раскрывает тему, показывая Чехова врагом никчемного существования, пошлости, как писателя, утверждающего творческое, духовное начало в человеке.

Почему доктор Старцев стал Ионычем?
(По рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!
У каждого писателя свои связи с современностью, с прошлым, с будущим. Чем он известнее, тем менее улавливается традиционное и новаторское, общечеловеческое в его наследии. Прямыми выразителями своего времени, его духа, стремлений были Пушкин, Лермонтов, Тургенев. Сложнее выглядят связи со временем, идейные искания Гоголя, Достоевского, Толстого. Но в обоих случаях уже прижизненная критика имела возможность судить о достоинствах, силе и слабости творчества названных писателей. Чехов не был таким баловнем успеха. Рассказы и сценки, которые в первые годы своего писательства он помещал в легких юмористических журналах, далеко не сразу были замечены читателями и критиками. Для этого понадобилось время. Но вскоре стало ясно, что чеховские рассказы, как будто беззаботные и невинные каждый в отдельности, взятые вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Небольшие, но очень емкие рассказы А. П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить, что одной из характерных черт чеховской художественной манеры является наличие «подтекста», «подводного течения», если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, «горячее желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. Естественно, Чехов хотел видеть людей очищенными от любой злобы, ненависти, зависти, он хотел увидеть их добрыми, отзывчивыми, чистыми людьми. Но, к сожалению, в мире много несовершенного, почти все человечество зависит от материального благосостояния, и из-за этого в людях много зла, зависти, ненависти к ближним. Но надо верить, что когда-то, когда для человека деньги будут значить совсем мало и человек исправит все свои ошибки и недостатки, земля будет выглядеть светлой, чистой и доброй.

Хотя что плохого, кажется, в том, что человек хочет зарабатывать больше денег, как доктор Старцев, который проделал путь, приведший его к нравственной смерти. Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу, а желание покойно и бесхлопотно жить сделает его физически и морально неполноценным.


Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это молодой человек с определенными идеалами и желанием чего-то высокого. Давайте задумаемся, что же такое молодость. Наверное, это пора открытий нравственных и душевных, пора приобретения любви, дружбы, знаний... В пору молодости человек часто задумывается о своей будущей жизни, ставит перед собой цели, задачи. Что же приобретает в конце концов Старцев? Какими путями идет? К чему приходит? В городе С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой». Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, любил фольклор, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч Старцев посетил Туркиных впервые, то был очарован. Сам Чехов по поводу дома Филимоновых (прототипа Туркиных) пометил в записной книжке: «Все это в скучном сером городе показалось забавным и талантливым». Старцев находился после вечера в чудесном настроении, «пройдя девять верст, не чувствовал ни малейшей усталости». Он влюбился в Екатерину Ивановну. Это чувство оказалось за время его жизни в Дялиже «единственной радостью и... последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорит: «Сколько хлопот, однако!» Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде он выгодно отличался от жителей города горячими движениями души и пылкостью чувств. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого». Но в конце рассказа мы видим любимое занятие Старцева: «...в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением».


«Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, - это по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек - желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, - было понапихано во все карманы рублей на семьдесят...» Я думаю, эта лаконичная сцена дает представление и о расширившейся частной практике Старцева, и о его равнодушии к тому, откуда именно стекаются деньги в его карманы, и о невнимательности Ионыча как врача, торопливости, с которой он объезжает своих пациентов. Порой кажется, что Ионыч не замечает ни движения времени, ни изменений, происходящих в нем самом. Он по инерции живет прежними представлениями о себе, когда еще был молод, бескорыстно занят полезным делом, открыт для человеческих чувств, для восприятия вечных поэтических ценностей. Для Ионыча меркнут все впечатления бытия. Не восприимчив он ни к красоте природы, ни к страданиям людей: покупая дом, проходит без церемоний «через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом...». Но, может быть, ничто так ясно не говорит о деградации его личности, как его отчужденность от людей, забвение им одной из страниц биографии, страницы самой светлой, опошление чистого и прекрасного чувства любви. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы нести ответственность за кого-то. А если подумать?! Между прочим, если бы Екатерина Ивановна в свое время не была так поглощена мечтами о славе, об успехах, стремлением к «блестящим целям», то, может быть, ее жизнь, да и жизнь доктора Старцева, сложилась бы совсем иначе.


Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши стал ожиревшим, жадным и крикливым Ионычем? Ведь мы знаем, что у него были внутренние возможности для жизни, достойной человека, но обывательская тина засосала его, сделала заурядным, и лучшие свойства его души умерли.


Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.


В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере - потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена...


М. Горький писал: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, темные дома, серенькие люди. Все так странно - одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой». И именно это заставляет читателя думать и отвергать скуку и лень, неосмысленность и пустоту жизни.

Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, символика цвета, «бессобытийность», «подводное течение». Основа драматического конфликта - взаимонепонимание, разобщенность героев, разрыв с реальной жизнью. Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Вопросы для повторения

- Почему Чехов назвал «Вишневый сад» комедией? В чем особенность конфликта драмы?


- Почему Лопахин и Раневская симпатизируют друг другу, если социально они враги? В чем основная проблематика драмы?


- Как проявляется драматическое и комическое в драме?


- Почему Аня разделяет надежды Трофимова? Верите ли, что Трофимов способен бороться за их осуществление?


- Как находят свое выражение лиризм и символика в пьесе?


- Как Чехов помогает нам за судьбами «недотеп» почувствовать поэзию жизни?


- Какова роль авторских ремарок? Как проявляется «подводное течение»?

Вспомним наизусть (на выбор)

Один из монологов героев.

Темы сочинений по пьесе «Вишневый сад»

Авторские ремарки в пьесах Чехова.


«Подводное течение» в пьесах А. П. Чехова.


«Мысль народная» в «Вишневом саде».


Лиризм и символика драмы «Вишневый сад».


«Вишневый сад» как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России.


«Подводное течение» в комедии «Вишневый сад».


«Недотепы» в комедии «Вишневый сад».


«Нежная душа» или «хищный зверь» (Лопахин)?


«Человечество идет к высшей правде».


«Дойду или укажу путь другим» (Петя Трофимов).


Надя Шумина и Аня Раневская.


Почему герои чеховских пьес не слышат и не понимают друг друга?


Роль авторских ремарок в комедии «Вишневый сад».


Образ вишневого сада в комедии «Вишневый сад».


«Вся Россия - наш сад».

Чтение и рецензирование сочинения
«Недотепы» в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»
...Человек... в своем громадном большинстве... глубоко несчастлив.


А. П. Чехов


Многогранен и сложен художественный мир А. П. Чехова. Писатель видел несовершенство жизни, понимал глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу «Вишневый сад» (1904) входит тема «недотепства». Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг «недотеп» достаточно широк, хотя само слово «недотепа» употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову и Фирсу...


Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого «недотепства», которое так тонко почувствовал старик Фирс.


Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны - это еще одна вариация на тему «недотепства». Безысходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: «...когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить... А откуда я и кто я - не знаю...»


Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище - «двадцать два несчастья». И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: «Я развитой человек... но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться...»


К «недотепам» относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось человеческое достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве, даже одевает и раздевает его. Тем страшнее и безысходное финал пьесы...


Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев - «недотепы» в полном смысле этого слова. Потомки многих поколений крепостников, они полностью утратили ощущение реальности. Раневская и Гаев надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки и отвергают вполне реальный план спасения имения. Трагедия этих людей, как мне кажется, не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве - вишневого сада. Ностальгическая обращенность к прошлому - это попытка восполнить недостаток подлинной духовности в настоящем.


Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают порой несколько фарсовую форму: излишняя экспрессивность Любови Андреевны, речь Гаева перед шкафом. Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник... Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, «ниже любви», не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминание об умершей Анастасии не мешает Гаеву достать заветную коробочку леденцов... Таким образом, в Раневской и Гаеве Чехов обнаруживает признаки «футлярной» замкнутости на самих себе. Их жизнь пуста, бессмысленна, суетна.


Глубоко несчастны в пьесе «Вишневый сад» и представители молодого поколения Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. Речи «вечного студента» Пети Трофимова «о высшей правде» звучат мажорно, жизнеутверждающе, хотя и несколько декларативно. 27-летний Петя - идеалист и мечтатель, но и он подвластен неукротимому ходу времени. «Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!» - замечает Варя. Трофимов считает себя «выше любви», но именно любви ему и не хватает. «Я выше любви!» - «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа», - точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.


К «недотепам» в пьесе «Вишневый сад» должен быть отнесен и предприимчивый купец Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его «нежной душе». В двойственности Лопахина, сочетании деловой хватки и «нежной души», заключается трагическая противоречивость образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие. В уста Лопахина Чехов вкладывает слова о нашей «нескладной» жизни: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». И это говорит самый преуспевающий, самый «практичный» герой «Вишневого сада»!


Пьеса «Вишневый сад» кончается грустным словом «недотепа», которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое... Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, обездоленным людям, которые ищут «высшую правду» и все никак не могут найти...
Категория: ЕГЭ Литература | Добавил: Школа1
Просмотров: 3444 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Новости ЕГЭ
-Онлайн тесты ЕГЭ яндекс ...
-Онлайн тесты на "Решу ЕГЭ" ...

-Тренинг тесты к ЕГЭ по русскому...
-Тренировочные тесты по рускому...
-Аргументы к сочинению ЕГЭ...
-Анализ художествен. произведений..
-Литературные термины.Словарь...
-С.1 Сочинение формат ЕГЭ...
-Банк тем для сочинений...

-Видеоподготовка к части А,В,С...
-Плакаты к заданиям части А,В,С...
- Выпускникам и родителям...
РЦОИ Московской области.

Новое на сайте





 
 Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Шилаевой Ирины Викторовны для учеников и их родителей.
Сайт оптимизирован для работы в браузерах Firefox, Opera, Google Chrome.
При использовании опубликованных здесь материалов, ссылка на сайт обязательна.
С
айт соответствует законам РФ ФЗ-152 от 27.07.2006 г. и ФЗ-293 от 08.11.2010 г.